Владимир Туровцев оценил прогноз Gartner, Inc. о сокращениях из‑за ИИ

В свежем пресс‑релизе аналитической компании Gartner сообщается: революция искусственного интеллекта не приведет к «апокалипсису» на рынке труда, однако уже к 2028–2029 годам ежегодно будет трансформироваться более 32 миллионов рабочих мест. Вместе с тем изменения потребуют от лидеров компаний разработки четырех сценариев сотрудничества человека и ИИ. Владимир Туровцев, профессор бизнес-практики и руководитель программы «Стратегический менеджмент» Школы бизнеса МИРБИС, победитель конкурса «Лидеры России», оценил позицию аналитиков и не нашел причин оптимизма в их прогнозе.
Дата публикации:
367
4
В статье
Автор:
Туровцев Владимир Александрович

Туровцев Владимир Александрович

Руководитель программы «Стратегический менеджмент», управляющий партнер Logrocon, победитель конкурса «Лидеры России»
Редактор:
Олейников Игорь

Олейников Игорь

Социолог, научный коммуникатор
Эксперты:
Туровцев Владимир Александрович

Туровцев Владимир Александрович

Руководитель программы «Стратегический менеджмент», управляющий партнер Logrocon, победитель конкурса «Лидеры России»

Тема взаимодействия человека и машины становится все более актуальной. По данным Gartner, массовое внедрение ИИ‑систем изменит не только инструменты труда, но и саму природу рабочих функций. Организации вынуждены готовиться не столько к исчезновению работ, сколько к их глубокому ремиксу – к реорганизации труда, смене ролей и появлению новых форм занятости.

Согласно данным, заявленным Gartner, ежегодно начиная с 2028‑29 годов будут трансформироваться более 32 миллионов должностей. Ежедневно около 150 000 рабочих мест подвергнутся изменению через повышение квалификации, а еще порядка 70 000 – через переформирование или переосмысление обязанностей.

Аналитики выделили четыре сценария:

  1. меньше работников, выполняющих задачи, которые не под силу ИИ;
  2. почти полностью автоматизированное предприятие с минимальным числом сотрудников;
  3. множество занятых, активно использующих ИИ для повышения эффективности;
  4. коллективы творцов и исследователей, которые вместе с ИИ решают прорывные задачи.

«Мы стоим на пороге новой эры производительности, – отмечает вице‑президент аналитик Хелен Поитивен. – Не столько количество людей будет определять успех компаний, сколько качество сотрудничества между человеком и ИИ».

Оценка обзора от Владимира Туровцева

Во-первых, Gartner говорит: да, подтверждается тренд, что начнут «резать» людей, причем достаточно лихо, и всем будет больно. Этот кусок наших опасений подтвержден такой уважаемой компанией. Они говорят: по нашему мнению это все приведет к тому, что сильно сократится количество народа. Но вы не переживайте...

По первой части прогнозов Gartner возражений нет: сейчас большинство аналитиков сходятся во мнении, что количество вакансий будет сокращаться, и для того же объема бизнеса потребуется меньше людей – это и сам Gartner подтверждает.

Теперь, внимание: в какой-то момент Gartner говорит «ничего страшного, потом все вернется на круги своя». Мол, как и раньше бывало: сначала появились паровые двигатели – конная тяга ушла; появился двигатель внутреннего сгорания – тоже все говорили, как же без лошадей, без тех, кто кормит лошадей, убирает за ними навоз. Люди стояли у станков и вручную пряли ткань, потом появились автоматизированные станки, и часть людей освободилась.

Но что тогда произошло? Тогда уровень жизни был невысокий и товаров не хватало, поэтому эти люди довольно быстро нашли применение на других фабриках в рамках научно-технической революции. И то – не все, и далеко не с большими зарплатами или отличными условиями труда.

А сейчас Gartner говорит: все вернется на круги своя, объем вакансий и бизнеса даже увеличится. Давай на секунду представим, что так и есть (все-таки Gartner – уважаемая компания) и зададим вопрос: это произошло бы за счет чего? Ну вот бизнес вырос, увеличил объем вакансий – по какой причине, что должно случиться? У нас есть сейчас какой-то глобальный неудовлетворенный спрос? Избыток покупательской способности? С чего сейчас вдруг должен начать резко расти объем рынка?

Я не понимаю, при каких условиях сейчас рынок будет расти, за счет какого драйвера. Сейчас, наоборот, есть некоторый избыток производства, затоваривание. Покупательская способность снижается, потому что кризис – и в Европе, и у нас. Большие рынки, но потребительская способность падает. За счет чего будут создаваться новые рабочие места? Где-то локально, наверное, возможно, но глобального тренда я не вижу.

Я вижу, что на рынок труда, наоборот, будет высвобождаться определенное количество людей. Эти люди, как правило, не особо готовы переучиваться по тем или иным причинам. А чтобы они переучивались, нужно вкладывать деньги в обучение, готовить программы – кто-то готов это финансировать? Боюсь, переучивать отправят тоже искусственный интеллект. Но переучиваться с помощью ИИ смогут только те, у кого изначально есть определенная квалификация. Ты дошел до какого-то уровня, и дальше ИИ тебе подспорье. Что делать для стартовых позиций? Ты должен учиться сам… Есть еще вопрос мотивации – должен захотеть переучиваться, это тоже важный момент.

Сегодня я встречался со школьниками одной московской школы, проводил у них урок «Разговоры о важном». Я спросил: ребят, кто из вас думает о карьере в IT? Процентов тридцать-сорок подняли руки – чуть меньше половины, но ощутимо. А что это значит? Эти ребята через пять-шесть лет закончат учебу и выйдут на рынок труда. К этому моменту спрос на джунов (младших специалистов) уже будет отсутствовать. Потому что за эти пять лет искусственный интеллект «заберет» эту работу – он уже сейчас начинает это делать. А ведь из джуна вырастает мидл (специалист среднего уровня). Два года – и предвижу острый вопрос: где же мы будем брать мидлов? Спрос на мидлов сохранится, но откуда им взяться?

Далее: высвободится большое количество бухгалтеров. Что должно произойти, чтобы спрос на высококвалифицированных бухгалтеров вдруг возрос кратно? Будет освобождаться большое число представителей этой профессии. То же самое касается юристов: останутся какие-то очень опытные финансовые директора, финансисты, юристы – но останется один из пяти. Четверо-то куда пойдут? Рынок в четыре раза вырастет? Думаю, нет.

Большое количество курьеров сейчас занято в экономике. Если мы начнем замещать их человекоподобными роботами (благодаря ИИ это станет возможно – роботы, не ограниченные в подъеме по лестницам, сейчас уже есть действующие прототипы), то куда денутся все эти люди? Для справки – согласно оценке Минпромторга в России насчитывается около 1,5 миллиона курьеров.

А сколько у нас таксистов? Минтранс в начале апреля 2025 года сообщал, что число зарегистрированных машин превысило 1 млн. Это значит не меньше миллиона таксистов, а реально больше. Что сделают автоматические машины?

Возьмем Москву: сколько здесь таксистов всего, и какой процент из них работает в экономклассе? Представим, что экономсегмент весь заменят на беспилотные такси для коротких поездок. Приедет маленькая электрическая машинка и задешево отвезет тебя из точки А в точку Б. В отличие от живого водителя, который едет по навигатору, иногда не очень следит за гигиеной и может вести себя неадекватно – если навигатор отключится, начинается паника... А тут автоматизированное такси: сел и поехал задешево. Горизонт – несколько лет, думаю.

И вопрос: а куда пойдут люди? В какой растущий бизнес, интересно, их возьмут, даже если запустят переобучение? На какой рынок эти люди пойдут работать? Если сейчас есть роботы, конвейеры, и с использованием ИИ производительность этих конвейеров только растет – диспетчеров нужно не пять человек в смене, а одного-двух. Остальные – чем будут заниматься?

Многие не видят в сокращениях глобальных проблем и считают, что с течением времени ИИ лишь принесет больше выгод для рынка труда. Однако сколько нужно будет ждать и выжидать? Ведь глобальные тренды это одно, а текущая жизнь и текущий опыт отдельных людей, которым внезапно придется переучиваться. Сколько человек учится новой профессии? Среднее специальное образование, месяцев восемь? В техникуме учатся – пару лет. Если экстерном, минимум год. И плюс те самые 10 тысяч часов: ну ладно, не 10 тысяч, но хотя бы полгода практики. Сколько в среднем занимает адаптация? Приходит, скажем, выпускник техникума или вуза – сколько ему нужно времени, чтобы адаптироваться на рабочем месте, получить следующий разряд? Думаю, не меньше полугода. То есть восемь месяцев – год учиться минимум, и еще полгода, чтобы выйти на уровень. Полтора года – а эти полтора года люди что будут делать и на какие средства жить, учиться? Кто заплатит за их обучение? Завод, компания? Будем внедрять налог на тех, кто высвобождает рабочую силу? Еще быстрее подтолкнем компании к закрытию.

Потому что есть вероятность, что придут новые модели бизнеса и просто вытеснят старые. Ты производишь какую-то деталь, а рядом появляется производство, которое ту же деталь делает с более низкой себестоимостью за счет автоматизации, использования ИИ – и все, ты закроешься, не успеешь переориентироваться, просто не будет времени и ресурса.

В этой ситуации я Gartner во второй части не верю. В первой части его посыла – про большие сокращения – верю, и мы, собственно, об этом уже года два говорим в бизнес-школе.

Понимаете, в чем проблема? Здесь еще играет стимул и поколенческий разрыв. Стимул для нового поколения учиться – это найти работу. А я буквально вчера на занятиях разговаривал с нашими айтишниками, и они говорят: «Мы предпочитаем взять более возрастного, но более стабильного сотрудника». То есть даже в ИТ, не говоря уже про другие сферы, идет такое старение. И что будет делать молодежь? Где они будут получать знания, где учиться, где брать свои условные 100–150 тысяч (рублей зарплаты), с которых у них в их мыслях начинается старт (самый частый первый вопрос на интервью – когда я буду получать 100-150 тыс.)? На какой такой интересной работе?

Ты будешь продолжать работать, пенсионный возраст повышают – хорошо, если еще что-нибудь найдут от деменции, Альцгеймера... А молодежь, которая приходит на рынок труда, просто не будет востребована, потому что ее учить накладно.

Понимаешь, есть работы, где нужен физически человек – ну, там провод прикрутить, пока робот не может. Но во множестве мест уже человеческий труд не обязателен.

Вот пример: своим студентам уже почти год рассказываю одну историю. Приезжаю на заправку известного бренда, там стоят два терминала самообслуживания и две тетеньки. И тетеньки грустные: «Давайте я вас на терминале обслужу, покажу как». Она грустная, подавленная, помогает мне пробить бензин. Все понятно, видимо, работает KPI. Говорю: вы понимаете же, что эта штука вас заменит? Она: «Понимаю... Но что я могу сделать?».

И вот вчера захожу в магазин, там два типа касс: одна – живая, а еще пять – автоматический киоск. И люди уже приучены, привыкли, с удовольствием с этими киосками работают. Освободит это людей?

Вопрос: а что делать-то с этими «высвобожденными» людьми? Более того, если такая уважаемая контора, как Gartner, говорит «к 2029 году – все будет хорошо», то многие и так не переживали, а теперь и подавно. Ну, Gartner сказал «не переживайте» – вопрос: что дальше будем делать?

Да, я бы не стал сейчас успокаиваться. Повторю: даже Gartner подтверждает, что сокращения неизбежны и весьма существенны. А насчет их оптимизма – у меня другое мнение. Мы видим целый ряд проблем (вызовов), и пока не наблюдаем системной реакции на них – ни со стороны крупного бизнеса, ни со стороны социальных институтов, ни со стороны системы образования. В кризис людям свойственно ничего не делать, успокаивать себя, но если не думать об этой проблеме, не обсуждать и не решать ее, то, как показывает история, заканчивается все плохо. При этом мы не видим, за счет какого «драйвера» вдруг мог бы произойти кратный рост экономики, появиться новые отрасли и профессии в объемах, способных поглотить всех высвободившихся работников. Поэтому, на мой взгляд, расслабляться еще рано и точно нужно повышать уровень обсуждения проблемы.

Немного контекста

В начале 2000-х музыкальная индустрия входила в период турбулентности: массовое распространение MP3-файлов, обмен музыкой через Napster и Kazaa, падение продаж CD-дисков и первые попытки мейджоров выстроить легальные цифровые сервисы. Universal Music Group в этот момент одновременно запускала новые онлайн-порталы, объединяла маркетинговые подразделения и перестраивала международные офисы. В публичных заявлениях того времени компания подчеркивала, что эти структурные изменения – лишь организационное упорядочивание работы в условиях перехода к цифровой дистрибуции. Так, при интеграции цифрового проекта Voxstar в глобальную инициативу GetMusic представители Universal называли происходящее «позитивным шагом» и отдельно заверяли, что «no job losses» в лондонском офисе не ожидается. Аналогичным образом в заметке Billboard об объединении маркетингового отдела U.M3 с коммерческим подразделением акцент делался на том, что «no job losses are anticipated as a result of the merger». Официальный месседж был прозрачен: цифровизация и слияние команд означают модернизацию, а не сокращение штата.

Однако уже через два года последствия этой «модернизации» стали очевидны. В октябре 2003 года Universal Music объявила о сокращении примерно 1 350 рабочих мест – около 11 % своего штата, объяснив это падением продаж и необходимостью дальнейшего «приведения структуры в соответствие с цифровой эпохой». Это была одна из крупнейших волн увольнений в музыкальном бизнесе того времени. Параллельно схожие процессы разворачивались и на розничном рынке: британские сети по продаже музыки стремительно теряли покупателей, поскольку аудитория уходила в цифровые форматы. На этом фоне показателен кейс Our Price / Sanity UK – одной из крупнейших музыкальных розничных сетей Великобритании, которую в 2003 году продали новому владельцу в надежде на «стратегическую перестройку». Вместо обещанного обновления сеть вскоре вошла в процедуру administration, значительная часть магазинов была закрыта, и около 400 сотрудников потеряли работу.
Ближайшие мероприятия
Управление клиентским сервисом и впечатлениями

Управление клиентским сервисом и впечатлениями

16 января 2026
12 ак. часов
Цифровизация в HR: актуальные задачи и инструменты

Цифровизация в HR: актуальные задачи и инструменты

16 января 2026
8 ак. часов
Продажи: организация и управление для руководителя

Продажи: организация и управление для руководителя

17 января 2026
24 ак. часов
4

Еще интересное в нашем Блоге

Поздравляем с Новым 2026 годом!

Уходящий год еще раз доказал, что нет ничего более ценного, чем команда сотрудников, преподавателей и экспертов, слушателей и выпускников, надежных партнеров, благодаря которым сегодня продолжает развиваться Московская международная высшая школа бизнеса «МИРБИС».
523
7

В МИРБИС обсудили будущее ИИ в промышленности, Индустрию 5.0 и провели R&D-питч-сессию

18 декабря Московская международная высшая школа бизнеса МИРБИС совместно с Клубом директоров по науке и инновациям (R&D Клуб) провела конференцию «ИИ как драйвер национального технологического суверенитета: от стратегий к реальным инновациям». В конференции приняли участие эксперты из промышленности, науки и бизнеса, которые обсудили, как технологии искусственного интеллекта ускоряют путь от научной идеи до готового продукта. Особое внимание было уделено вызовам и стратегиям внедрения ИИ в условиях перехода к Индустрии 5.0. В зале собрались около сотни профессионалов и экспертов из разных отраслей. Среди участников конференции – ведущие специалисты по цифровизации, ИИ и R&D из Ростелекома, СИБУР, ОДК, Аэрофлота, Центра стратегической аналитики и больших данных НИУ ВШЭ и других организаций.

В МИРБИС прошла защита интегрированных междисциплинарных проектов группы MBA-387

Разнообразие прорывных идей, живая дискуссия и ценные рекомендации от экспертов – так прошла защита предпринимательских проектов слушателей группы MBA-387 в бизнес-школе МИРБИС.

Два года, которые изменили управленцев: в МИРБИС состоялся торжественный выпуск слушателей программ MBA и Executive MBA

12 декабря 2025 года в Школе бизнеса МИРБИС прошел торжественный выпускной вечер, который стал финальной точкой продолжительного образовательного пути для слушателей программ MBA и Executive MBA. В этот день выпускники получили дипломы, официально завершив обучение, и приняли поздравления от руководства и преподавателей школы.

МИРБИС – школа года для корпоративного обучения

15 декабря 2025 г. в Москве объявили лауреатов ежегодной премии «Эффективное образование», призванной обозначать тенденции, формирующие рынок, и поддерживать компании, создающие решения в области развития образования.

За пределами операционки: как проектное управление создает будущее компании

Проектная деятельность до сих пор остается синонимом операционной работы для многих руководителей. Михаил Дубовик, управляющий партнер учебного центра «Проектная ПРАКТИКА» и ведущий преподаватель Школы бизнеса МИРБИС, развеивает это заблуждение и объясняет, зачем бизнесу нужно проектное управление и почему проекты – это не модная пометка в отчетах, а управляемые изменения, от которых зависит будущее компании.

Телеграм
ЛЕНТА
Как провести праздники, если вы руководитель или собственник бизнесаВ новогодние дни многие предприниматели не позволяют себе полностью расслабиться. Рабочий год формально закончился, но привычка быть постоянно включенным остается.При этом пауза и восстановление важны не меньше, чем рабочая нагрузка. Мозгу, как и телу, необходимо время, чтобы восстановиться и спокойно перейти к следующему этапу. В то же время провести все праздники за сериалами и бесконечным просмотром контента, тоже не лучшее решение, поскольку после такого отдыха бывает сложно быстро вернуться в рабочий ритм.Оптимальный вариант — баланс между восстановлением и осмысленным временем для себя.1. Определите границы своей доступностиПолное отключение от дел не обязательно. Но и постоянная готовность реагировать на рабочие вопросы мешает восстановлению. Если заранее определить, в какие часы вы на связи, а в какие нет, отдых пройдет спокойнее.2. Дайте голове время постепенно разгрузитьсяМысли о работе редко исчезают сразу, и это естественно. В первые дни полезно просто фиксировать идеи и вопросы, не пытаясь их решать, чтобы напряжение снижалось само, а внимание постепенно возвращалось в спокойный режим.3. Посмотрите на бизнес без стремления что-то срочно изменитьПраздники подходят не для активных действий, а для наблюдений. В это время легче заметить, какие процессы работают устойчиво, а где бизнес по-прежнему требует вашего личного участия.4. Позвольте себе отдых без обязательной пользыПрогулки, движение и простые бытовые дела снимают накопившееся напряжение. После такого отдыха легче удерживать внимание и возвращаться к рабочим задачам без ощущения перегрузки.5. Проведите время с близкими без рабочих ролейНесколько дней, в которых вы не руководитель и не собственник, а просто человек, помогают переключиться из управленческого режима и не накапливать лишнее напряжение.6. Используйте праздники для настройки ритма на следующий год.Это удобное время, чтобы спокойно подумать, какой темп работы для вас сейчас реалистичен, где нагрузка стала избыточной и какие паузы стоит заложить заранее.Не требуйте от себя идеальных праздников. В них ценна не эффективность, а состояние, с которым вы из них выходите.