
Портал «МВА в Москве и России»
C февраля по май 2025 года в масштабном исследовании приняли участие 1218 выпускников программ MBA и EMBA 2022-2023 гг. из 34 бизнес-школ Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Самары, Ростова-на-Дону, Екатеринбурга, Новосибирска и Владивостока.
Опрос выявил, что выпускники чаще всего отмечают не одну, а сразу несколько ключевых выгод обучения — в среднем, по 3-4 пункта. Это говорит о многосторонней ценности программ и разнообразии целей, с которыми слушатели приходят в бизнес-школу.
Среди самых частых причин поступления названы стремление к систематизации и обновлению знаний, личностное развитие, улучшение карьерных перспектив, а также желание создать собственный бизнес.
Анна Бурлакова, к.п.н., заместитель исполнительного директора бизнес-школы МИРБИС, подчеркивает, что карьерные и предпринимательские результаты становятся наиболее ощутимыми именно спустя два-три года после окончания программы:
«Большинство слушателей приходят за новыми знаниями и возможностями личностного роста. Ряд слушателей меняют карьерную траекторию, получают рост дохода уже в процессе обучения, однако наибольший эффект в плане доходов и продвижения по карьерной лестнице проявляется чуть позже — именно на 2024-2025 годы приходится тот самый период, когда выпускники 2022-2023 годов смогут в полной мере оценить отдачу от обучения. В последнее время мы также отмечаем рост интереса к предпринимательству. Более четверти опрошенных заявили, что получили знания, необходимые для открытия собственного дела».
В МИРБИС этот показатель еще выше: около 60% выпускников начинают реализовывать свои проекты еще во время обучения. Причем часто речь идет не о смене найма на бизнес, а о параллельной предпринимательской активности как стратегии на будущее».
Важным фактором остается и развитие профессиональных связей.
«Нетворкинг стабильно входит в тройку самых ценных аспектов MBA-образования, — продолжает Анна. — Люди идут учиться не только за знаниями, но и за новыми возможностями: карьерными, проектными, предпринимательскими. Контакты, полученные в бизнес-школе, часто становятся катализатором перемен».