Компании с разными корпоративными культурами, поколениями сотрудников и стилями управления все чаще сталкиваются с внутренними противоречиями. Стратегии, которые работали десять лет назад, оказываются неприменимыми к командам с разной мотивацией и разными ожиданиями от работы. Статья Натальи Степаненко , слушательницы программы DBA в МИРБИС, посвящена модели спиральной динамики, адаптированной для российских управленческих реалий.
Идея исследования возникла из наблюдений за трансформацией одной конкретной компании, где Наталья работает уже много лет. Однако в рамках своей работы она планирует изучить и кейсы других организаций, чтобы сделанные выводы и разработанные методики можно было масштабировать на более широкий бизнес-контекст.
Компании с разными корпоративными культурами, поколениями сотрудников и стилями управления все чаще сталкиваются с внутренними противоречиями. Стратегии, которые работали десять лет назад, оказываются не применимыми к командам с разной мотивацией и разными ожиданиями от работы. Статья Натальи Степаненко, слушательницы программы DBA в МИРБИС, посвящена модели спиральной динамики и ее применению в российских управленческих реалиях.
Модель спиральной динамики описывает уровни эволюции мышления — от базового стремления к выживанию до системного и целостного восприятия мира. В каждой организации можно найти представителей разных уровней. Один отдел живет в логике правил, другой — ориентирован на успех и конкуренцию, третий — на диалог и командное решение. Попытки выстроить управление сверху вниз неизбежно сталкиваются с сопротивлением, непониманием и потерей мотивации. Степаненко предлагает не бороться с этой разнородностью, а учитывать ее как исходное условие.
«Сегодня подходы к работе сильно меняются. Уже недостаточно просто платить зарплату — сотрудникам важны смыслы, важна миссия компании. Мы хотим строить такую организацию, которая станет примером — не только по бизнес-показателям, но и по внутренней культуре, по умению объединять людей разных взглядов и поколений. Поэтому я и выбрала эту тему — чтобы понять, как работать в такой неоднородной среде, не теряя эффективности», — поясняет Наталья.
В своих исследованиях автор стремится выяснить, как распределять зоны ответственности и стили руководства в зависимости от преобладающих ценностей в отделах и командах. Например, если часть сотрудников ориентирована на стабильность и предсказуемость, им важно дать ясные границы и четкие роли. А если команда привыкла к свободе и экспериментам — предложить инструменты самоуправления и поддержку, а не контроль.
Дальнейшее исследование будет опираться на конкретные кейсы: как компании используют спиральную динамику для диагностики культуры, построения команды лидеров, реструктуризации и разрешения скрытых конфликтов. Одним из ключевых инструментов станет так называемый «якорный круг» — группа сотрудников, способных работать на нескольких уровнях мышления и удерживать целостную перспективу.
Также в фокусе окажется лидерство нового типа — не директивное, а координирующее: фасилитаторы процессов, координаторы смыслов, медиаторы между различными логиками и убеждениями. Далее, направление исследования сместится от поиска универсальных рецептов к картированию многообразия внутри компаний. В условиях нестабильности и быстрых изменений это особенно важно: адаптивность становится не опцией, а необходимостью для устойчивого развития бизнеса, подчеркивает автор.
Казаков Станислав Владимирович
МИРБИС подтвердил статус предпринимательской бизнес-школы страны, сохранив высокую позицию в рейтинге «Техпред-50: университеты-лидеры технологического предпринимательства». По суммарному показателю результативности стартапов школа остается в топ-25 российских вузов: в выпуске 2025 года МИРБИС занимает 21–23-е место, что демонстрирует устойчивость предпринимательской экосистемы и стабильный выпуск проектов, интересных инвесторам и рынку. Подробнее про рейтинг читайте по ссылке.
Алексей Юсов, Заведующий лаборатории прикладных продаж и маркетинга школы бизнеса МИРБИС представил методологию и чат-бота для формирования ценностных предложений и аргументации в B2B-переговорах. В пилотной эксплуатации с 19 мая по 29 июля 2025 года инструмент протестировали 116 специалистов, проведя 166 сессий. По итогам апробации время подготовки персонализированной аргументации сократилось на 60%, а средняя оценка полезности составила 8,8 из 10, NPS достиг +62,5, что показывает готовность решения к масштабированию. Исследование опубликовано в журнале “ Маркетинг и маркетинговые исследования”.
Группа Executive MBA (ЕМВА-54) начала обучение по интенсивному курсу профессиональной переподготовки «Стратегии и лидерство в бизнесе» в удобном формате «Пятница-воскресенье / 1 раз в месяц».
22 октября в Школе бизнеса МИРБИС прошла панельная дискуссия «Совет директоров: роль, компетенции, возможности», организованная МИРБИС совместно с Kontakt InterSearch и клубом Business Odyssey. Почти сотня руководителей, предпринимателей и выпускников обсудили, как работает совет директоров изнутри, где проходит граница между стратегическим надзором и операционным управлением, как в него попасть и какие компетенции сегодня ценятся больше всего.
21–23 октября 2025 года команда Школы бизнеса МИРБИС приняла участие в 12-й конференции Responsible Management Education Research Conference (RMERC), прошедшей на факультете организационных наук Белградского университета (FON, Сербия). В программе выступили доктор экономических наук, руководитель программы DBA, профессор бизнес-практики МИРБИС Павел Лебедев, три слушателя программы DBA с докладами по своим исследованиям и ведущий преподаватель программы DBA Евгения Богатова. Команда МИРБИС не только представила результаты исследований, но и выступила соорганизатором одного из самых масштабных треков и специального мероприятия конференции.