Дилемма руководителя: продолжать «тонуть» в операционке или заниматься стратегией компании. Интервью Федора Федорова для «Компании»

Дата публикации:
132
0
В статье

Исполнительный директор Школы бизнеса МИРБИС Федор Федоров рассказал журналу «Компания» о плюсах бизнес-образования и критериях выбора школы для руководителей

В России число топ-менеджеров, имеющих степень MBA и EMBA, составляет от 2 до 9%. В то время как спрос на выпускников этих программ растет по всему миру — в компаниях из рейтинга Fortune-1000 почти 40% руководителей высшего звена имеют такие степени. Почему в России ситуация отличается, от чего зависит популярность бизнес-школ и чему готовы учиться отечественные предприниматели — в интервью с исполнительным директором школы бизнеса МИРБИС Федором Федоровым.

Как бы вы охарактеризовали ситуацию с обучением управленцев в России?

Квалифицированных менеджеров категорически не хватает ни на уровне «мидл», ни особенно — на топовых позициях. Этот дефицит приводит к тому, что руководители вынуждены работать 24/7, и им просто некому делегировать даже часть задач. Это одна из причин, почему руководители не идут учиться. Учеба требует временного инвестирования: системные программы переподготовки – это не тренинги на 1-2 дня, а программы с домашними заданиями и практическими проектами.

Вторая причина, как мне кажется, кроется в ментальности: пока плохо приживается концепция Life Long Learning (обучения в течение всей жизни). Даже за последние 2 года в большинстве отраслей поменялось очень многое, если не всё. Узнать об этой трансформации из кабинета довольно сложно, а для «полевой работы» опять же нужно время.

Но видите ли вы положительную динамику в численности слушателей? И кто сегодня идет учиться на программу Executive MBA?

В последние 3-4 года интерес к программам уровня Executive (для руководителей высшего звена) вырос на 20-25%, это при том, что мы принципиально держим планку не более 25 человек на курсе, и предварительно отбираем участников из числа менеджеров высшего звена и собственников компаний. 

В слушатели идут предприниматели, в том числе представители малого и среднего бизнеса; руководители российских и совместных предприятий, которые приняли решение не уходить с российского рынка, ищут новые бизнес-модели, точки роста, цепочки поставок, рынки и клиентов. И дипломные проекты они пишут по масштабированию бизнеса, несмотря ни на что.

Один из проектов, который мы делаем на программе Executive МВА по общему менеджменту – полная диагностика компании с оценкой рисков и угроз управленческой модели, внутренней и внешней среды. И руководитель, защищая проект, должен решить для себя, заниматься ли развитием стратегических направлений или продолжать «тушить пожары». 

Для представителей деловой аудитории важен измеряемый эффект, который они получат после обучения. В каких параметрах его следует оценивать и можно ли говорить, например, о прямой связи уровня дохода с бизнес-образованием или о прямой связи, скажем, дохода в компании с наличием в ней топ-менеджеров с такими компетенциями?

На мой взгляд, мы вполне можем ориентироваться на отзывы наших выпускников. По их оценкам, за год-полтора финансовые затраты возвращаются. Во многом монетизация начинается благодаря новым контактам и партнерствам, которые складываются во время учебы. 

Но оценить качественные изменения сложнее: в двух третях случаев наши студенты говорят, что смогли по-другому увидеть собственную компанию, которую знают вдоль и поперек, выявили точки роста, создали подушку безопасности на случай кризиса, потому что поняли, откуда он может исходить, поменяли мировоззрение.

Согласно глобальной статистике, около 10% выпускников бизнес-школ переходит из найма в собственный бизнес. Вы можете подтвердить или опровергнуть эту цифру?

В нашем случае цифры даже больше. Это связано с тем, что программа MBA, а тем более программа Executive МВА, ориентированная на практику, дает возможность смены деятельности. Кто-то из пришедших к нам топ-менеджеров, имея за плечами 15-20 лет опыта, пробует себя в консалтинге или начинает передавать свой опыт в роли преподавателя. У нас есть выпускники, которые запустили собственные социальные проекты. 

Насколько в России распространена модель корпоративного бизнес-обучения, когда за повышение компетенции менеджера платит сам бизнес?

Это достаточно распространенная история. Если бы мы смогли собрать статистику по России, наверное, удивились бы позитивным тенденциям. Даже в небольших компаниях бизнес-обучение становится бонусом для сотрудника, элементом программы лояльности для менеджмента. Компания заинтересована в том, чтобы сотрудник получил новые знания и применил их. У каждого второго-третьего нашего слушателя в компаниях есть некая обучающая структура, где регулярно проходят хотя бы мини-тренинги, семинары или стратегические сессии. 

В ряде компаний для обучения привлекают внешнего провайдера - те же бизнес-школы, которые представляют собой экосистему и могут помочь подготовить программу повышения квалификации или переподготовки сотрудников «под ключ».  

Пандемия нас всех приучила, что учиться можно и в онлайне. А какой формат оптимален, по вашему мнению?

Очное общение более продуктивное, на мой взгляд. В группе часто случаются конструктивные споры, рождаются решения, проходят защиты идей, коллеги ставят вопросы и решают их. Случился перерыв — и все продолжается дальше. В кафе, за чашкой кофе, эти интересные споры, обсуждения, нетворкинг после занятий, вот это точно нельзя заменить онлайном.
Но у нас бывают ситуации, когда слушатель заболел или возникла срочная командировка, он подключается к занятиям группы в онлайне. 

Как за 20 лет изменилась сама программа обучения? По-прежнему ли актуален базис, который был создан на основе опыта крупнейших корпораций двадцатого века, и входит ли в программу курсы, ориентированные на цифровые инновации, в частности на технологии искусственного интеллекта?

В России первая программа MBA появилась в 1988-1990 годах, в отличие от мира, где бизнес-образование в формате МВА было запущено в начале XX века. Когда программа пришла в Россию, она сразу была адаптирована под местную специфику. Но с точки зрения «скелета» программы, почти все темы остались в топе: стратегия, управление финансами, проектный менеджмент, управление изменениями, маркетинговые решения компании.  Меняется внешняя среда и геополитика, экономика – растет, падает, снова растет, но бизнес-проекты возникают, в существующих компаниях происходят изменения, и руководителю нужно знать, как развиваться в новых условиях, как стабилизировать команду, найти свой рынок. Эти знания универсальные. 

Что касается новых тем, то пять лет назад в программе Executive МВА появилась дисциплина «Эмоциональный интеллект руководителя». Затем в программу вошли занятия по цифровым технологиям управления. Появляются темы, связанные с искусственным интеллектом, в том числе в виде дополнительных мастер-классов, на которые приглашаются выпускники прошлых лет, охотно желающие поделиться опытом и знаниями. 

Какие факторы, критерии характеризуют успешную бизнес-школу и кто будет лучшим учителем в ней?

В первую очередь, это бренд школы, за которым есть история, а также команда преподавателей.  В целом в направлении специализированной подготовки MBA и Executive MBA в стране предлагается не более 15 топовых программ. Из них только треть гарантирует, что потенциальные слушатели пройдут отбор, а преподаватели имеют консалтинговую или свою собственную бизнес-практику, реально работали в крупных компаниях или управляли собственным бизнесом.

Еще меньше школ в свое время проходили международный и общественно-профессиональный аудит и получили международную или общественно-профессиональную аккредитацию. МИРБИС такие аккредитации получал несколько раз, а это подтверждает, что учебный план, образовательная инфраструктура и уровень подготовки преподавателей соответствуют высоким стандартам.  

Как часто приходилось вам сталкиваться с мнением, что обучение топ-менеджерским скиллам излишне, так как они нарабатываются исключительно практикой?

Приходилось, но не часто. Во-первых, потому что у нас учатся люди уже ориентированные на развитие. Они используют, а не игнорируют новые возможности, из которых знания – одна из самых ценных и сильных.

Во-вторых, бизнес-образование – это и есть практика, только еще более широкая, чем та, с которой вы ежедневно сталкиваетесь в офисе или на производстве. В аудиториях мы рассматриваем реальные кейсы конкретных компаний из множества отраслей, а потом даем практические инструменты, которые слушатели сразу проверяют в деле и видят результат.

В-третьих, быть руководителем сегодня стало резко сложнее, потому что одной из важнейших компетенций топ-менеджера и предпринимателя стало умение взаимодействовать с командой. Ваши люди – это успех вашей компании. Или неуспех. Набивать шишки, учась на собственных ошибках, особенно, когда кадровый голод продолжает расти – это очень дорого для руководителя. И никто не даст гарантии, что в результате эффективно.

Бизнес-образование – это гарантированная поддержка, импульс и катализатор роста бизнеса и личностного развития руководителя.

Что бы вы возразили скептикам, которые считают, что набирающий популярность тренд пожизненного обучения только отвлекает от профессиональной жизни?

Я бы улыбнулся, потому что понимаю, что без критики ни одна сильная идея не созревает. А если серьезно, то Life Long Learning – концепция, которой уже много десятков лет. Она хороша тем, что дает возможность получить актуальные знания, прокачать мозг, активировать новые нейронные связи. Кроме того, и это подтверждают многие слушатели нашей Executive MBA, совместное обучение — это шанс найти новых друзей, что после 30-35 лет сделать достаточно проблематично, а в безумном ритме топ-менеджера вообще невозможно. Экосистема бизнес-школы и программы EMBA, позволяет в течение двух лет пообщаться с разными людьми, найти собратьев по профессиональным вопросам или по личным увлечениям. Я знаю, что и после обучения очень многие выпускники дружат семьями. А это, конечно, очень дорогого стоит.

24 мая – старт программы Executive МВА

Узнать больше

Ближайшие мероприятия
Управление конфликтами

Управление конфликтами

13 декабря 2025
6 ак. часов
Финансовая отчетность для менеджеров. Эккаунтинг

Финансовая отчетность для менеджеров. Эккаунтинг

13 декабря 2025
24 ак. часа
ИИ как драйвер национального технологического суверенитета: от стратегий к реальным инновациям

ИИ как драйвер национального технологического суверенитета: от стратегий к реальным инновациям

18 декабря 2025
4 ак. часа
0

Еще интересное в нашем Блоге

В МИРБИС прошла первая менторская гостиная по прикладным продажам под руководством Алексея Юсова

В МИРБИС апробировали новый формат интерактивные занятия «Менторская гостиная прикладных продаж - О сложных продажах просто». Автор и ведущий встречи Алексей Юсов, заведующий лабораторией прикладных продаж и маркетинга Школы бизнеса МИРБИС, эксперт по B2B продажам, предложил участникам разбор реальных кейсов вместо абстрактных схем. Слушатели и выпускники МИРБИС приносили свои бизнес задачи, а вместе с экспертом учились смотреть на продажи как на систему, где маркетинг, коммерческая стратегия и инструменты управления сбытовой функцией работают на один результат. За время гостиной удалось разобрать более десятка кейсов из разных отраслей - от возобновляемой энергетики до FMCG, от малого бизнеса до крупной IT компании.
#Лаборатория маркетинга
656
3

В МИРБИС прошла первая менторская гостиная по прикладным продажам под руководством Алексея Юсова

В МИРБИС апробировали новый формат интерактивные занятия «Менторская гостиная прикладных продаж - О сложных продажах просто». Автор и ведущий встречи Алексей Юсов, заведующий лабораторией прикладных продаж и маркетинга Школы бизнеса МИРБИС, эксперт по B2B продажам, предложил участникам разбор реальных кейсов вместо абстрактных схем. Слушатели и выпускники МИРБИС приносили свои бизнес задачи, а вместе с экспертом учились смотреть на продажи как на систему, где маркетинг, коммерческая стратегия и инструменты управления сбытовой функцией работают на один результат. За время гостиной удалось разобрать более десятка кейсов из разных отраслей - от возобновляемой энергетики до FMCG, от малого бизнеса до крупной IT компании.

На складах теряется изолента и миллионы

Он не пахнет кофе, в нем нет open-space и строгих дедлайнов. Но именно здесь, среди стеллажей и коробок, компания каждый день теряет или зарабатывает свои деньги. Наш герой – склад. Почему его игнорируют до последнего? И как технологии меняют «дыру» в логистике на центр прибыли? Об этом говорим с Николаем Сериковым, основателем «Ай Ти Скан», слушателем программы EMBA МИРБИС и экспертом, который превращает склады в умные системы.

Институту «КАДРЫ ИНДУСТРИИ» в Минске присвоен статус бизнес-школы

Партнеру МИРБИС в Беларуси по реализации программы Executive MBA «Стратегии промышленной интеграции для устойчивого роста» присвоен статус бизнес-школы, сообщили Министерство промышленности Республики Беларусь, Министерство экономики и республиканские СМИ. Что это дает рынку и какой импульс может придать международному сотрудничеству, расскажем в материале.

Федор Федоров на Форуме ДПО рассказал, что нужно делать бизнес-школам, чтобы развиваться в новой реальности

С 20 по 21 ноября в Высшей школе экономики прошел Форум ДПО 2025, который стал площадкой для разговора об экономике будущего и роли дополнительного профессионального образования. В секции «Бизнес-образование и подготовка кадров для экономики будущего. Бизнес-школы» выступил исполнительный директор Школы бизнеса МИРБИС Федор Федоров, обозначив главные вызовы для бизнес-школ и предложив свои ответы на вопрос, как им расти в условиях неопределенности.

Слушатели MBA МИРБИС и Центра бизнес-образования Екатеринбурга защитили свои проекты в Москве

В Москве прошли защиты выпускных квалификационных работ слушателей программы MBA «Стратегический менеджмент», которую Школа бизнеса МИРБИС уже 15 лет реализует совместно с Центром бизнес-образования в Екатеринбурге. Руководители и собственники уральских компаний представили реальные бизнес-проекты: от новой модели продаж промышленного холдинга до инклюзивного жилого комплекса и сервиса премиального ремонта вещей в премиальном сегменте.

Телеграм
ЛЕНТА
На складах теряется изолента и миллионыДля большинства руководителей склад — это все еще «черный ящик»: работает и ладно, а если сломался, то начинается поиск виноватых. Хотя именно здесь появляются самые дорогие для бизнеса сбои. От остановки конвейера из-за непринятого сырья до годовой заморозки стройки, когда контейнер с уникальным оборудованием просто теряется в углу.Мы обсудили это с Николаем Сериковым, основателем «Ай Ти Скан» и слушателем программы EMBA МИРБИС, который больше 20 лет работает со складами крупных предприятий. По его словам, каждый раз он видит одну и ту же закономерность: десятилетиями склад воспринимают как вспомогательную функцию, но именно в этой зоне «невнимания» происходит большинство системных провалов и сбоев. Главная ошибка — несостыковка цифры и физики. В учете — идеальные документы. На складе — непринятые коробки, стертые одним случайным кликом позиции и поиск нужной детали «по всем полкам». Так появляются два параллельных склада, которые не синхронизированы между собой.Чтобы устранить этот разрыв, компания выстроила собственную методологию. Это управленческий подход, а не сугубо технологический продукт. Сначала выстраиваются процессы: диагностика, проектирование, новая логика работы и только потом подключаются инструменты, которые их поддерживают.Когда процессы выстроены, технологическая часть становится прозрачной и понятной. В зонах хранения работает подсветка ячеек: прожектор выделяет нужную точку цветом, и сотрудник сразу идет туда, где должен быть товар. Нейросеть анализирует план дня, загрузку и состав смены, подсказывая мастеру, где усилить участок или провести выборочную инвентаризацию. В итоге склад перестает жить «в двух реальностях». Учет и фактическое движение товаров начинают совпадать, а хаос и ошибки исчезают.И здесь становится ясно: складские проблемы почти никогда не связаны исключительно с полками или человеческими ошибками. Они рождаются в логике процессов и управлении.«И когда мы приходим наводить порядок на складе, мы лечим не просто складскую логистику. Мы лечим все предприятие. А иногда — целую отрасль», — подчеркивает Николай. 
Представьте, что вас сегодня назначили генеральным директором новой компании. Вас поздравляют, передают ключи от нового кабинета, пожимают руку… И исчезают. Дальше вы остаетесь с целым бизнесом, который нужно не просто «вести», а спроектировать заново. Именно с такого мысленного эксперимента начал мастер-класс «СЕО: архитектор бизнес-систем» ведущий преподаватель МИРБИС Станислав Казаков. Он предложил участникам примерить роль СЕО, который отвечает не за один участок, а за весь бизнес целиком, и показал, почему генеральный директор — это не «суперначальник отдела», а архитектор: человек, который проектирует стратегию, команду, процессы, потоки и культуру как единую живую систему.На мастер-классе разбирали:▪️чем принципиально отличается генеральный директор от руководителя-функции;▪️какие факторы успеха бизнес-системы СЕО обязан обеспечить лично;▪️как устроена «архитектура» компании из потоков, структур, управления и культуры;▪️какие ошибки чаще всего совершают новые СЕО и почему культура действительно «ест стратегию на завтрак».Читать дальше интересную статью 
Владимир Туровцев оценил прогноз Gartner, Inc. о сокращениях из‑за ИИGartner опубликовал новый прогноз о влиянии ИИ на рынок труда. Согласно данным, ежегодно, начиная с 2028-29 годов будут перестраиваться более 32 млн должностей. Ежедневно около 150 000 рабочих мест подвергнуться изменению через повышение квалификации, а еще порядка 70 000 — через переосмысление обязанностей. Но долгосрочный итог, по мнению аналитиков, окажется не разрушительным. Рынок сможет найти баланс между людьми и ИИ, а новые виды занятости компенсируют потери традиционных профессий.Эти выводы и стали предметом анализа Владимира Туровцева, руководителя программы МВА «Стратегический менеджмент» МИРБИС. Он соглашается с тем, что волна сокращений неизбежна, на это сегодня указывают все крупные исследования. Но вторая часть прогноза, где Gartner ожидает «отката обратно» и уверяет, что «все вернется на круги своя», вызывает у него серьезные сомнения.По словам Туровцева, механизмы прошлых индустриальных трансформаций и нынешней ситуации принципиально различаются. Когда-то автоматизация действительно открывала новые фабрики и создавалась дополнительная занятость, но только потому, что спрос на товары стремительно рос, а экономика испытывала нехватку рабочей силы.«Я не понимаю, при каких условиях сейчас рынок будет расти, за счет какого драйвера. Сейчас, наоборот, есть некоторый избыток производства, затоваривание.Покупательская способность снижается, потому что кризис — и в Европе, и у нас. За счет чего будут создаваться новые рабочие места?»Сомнения вызывает и ставка Gartner на переобучение. Чтобы человек мог перейти в новую профессию, нужны время, деньги и мотивация, а массовый переход требует работающих институтов. Сейчас же, по словам Туровцева, темпы высвобождения людей могут превысить темпы их подготовки.«А чтобы они переучивались, нужно вкладывать деньги в обучение, готовить программы — кто-то готов это финансировать? Боюсь, переучивать отправят тоже ИИ. Но переучиваться с помощью ИИ смогут только те, у кого изначально есть определенная квалификация».Отдельный риск — разрушение карьерных лестниц. На примере IT Туровцев показывает, как ИИ вытесняет типовые задачи младших специалистов. Через пять-семь лет, когда нынешние школьники выйдут на рынок, входные позиции могут просто исчезнуть. А без «джунов» не появляются «мидлы», и цепочка профессионального роста разрывается.И это не ограничивается IT-сферой. Миллионы сотрудников из бухгалтерии, юриспруденции, логистики, сервисных профессий рискуют столкнуться с исчезновением привычных ролей, а альтернатив на рынке почти нет. Роботы дешевле, автоматизация ускоряется, и пока не видно системных мер, которые могли бы смягчить переход.Читать дальше
Дайджест бизнес-событий в школе бизнеса МИРБИС (с 24.11 по 30.11) В последнюю неделю ноября ждем вас и ваших коллег на мероприятиях: 29.11 — Курс «Управленческая экономика для менеджеров»О том, как работают принципы и закономерности функционирования отдельных экономических систем и экономики в целом, какие управленческие концепции наиболее важны, и как сформировать экономическое мышление.29.11 — Интенсив повышения квалификации «Продажи как система. Инструменты управления системой продаж» О том, как выстроить предсказуемую и измеряемую систему B2B-продаж от декомпозиции плана и клиентской базы до воронки и метрик. В двух словах о прошедшей недели в МИРБИС:▫️Ярослав Кабаков, преподаватель МИРБИС, рассказал, что такое трейдинг и как сегодня реально начать торговать на бирже?Читать▫️Владимир Туровцев рассказал какие практики технологических компаний могут использовать органы правопорядка.Читать ▫️Слушатели MBA МИРБИС и Центра бизнес-образования Екатеринбурга защитили свои проекты в МосквеЧитать▫️Николай Мясников, руководитель программы ЕМВА МИРБИС, рассказал о том, что сломалось в российском менеджменте и как это чинить Читать  ▫️На ежегодной конференции организаторов и участников Президентской программы подготовки управленческих кадров обсудили, какие управленцы нужны экономике будущегоЧитать