Кабаков Ярослав Александрович
Кадр из сериала «Игра в кальмара» (Фото: Netflix)
Лояльность ценится в российских компаниях выше профессионализма, и это причина, почему многие из них то и дело балансируют на грани разорения, считают специалисты по кадрам. Наталья Лебедева, преподаватель МВА и ЕМВА МИРБИС, генеральный директор KPG Training Center поделилась мнением, существуют ли компании, которые увольняют или пугают сокращением хорошо работающих специалистов, чтобы повысить эффективность других сотрудников.
Такие компании есть, но, скорее всего, мы говорим о тех компаниях, руководители которых боятся конкуренции и не понимают последствий подобных решений.
В кризис 2007 года большие компании увольняли дорогостоящих сотрудников, чтобы сократить расходы. Практика показала неэффективность этих решений, так как в последствии бизнесу пришлось нанимать их обратно или искать новых, только за еще большие деньги.
Предположим, что действительно принято решение об увольнении кого-то из максимально эффективных сотрудников. Что почувствуют оставшиеся? Угрозу, страх потери работы. Очевидно. Будут ли они работать лучше? Зачем? Они усвоили одно: хорошо работать бессмысленно, уволить могут в любом случае. Значимость тебя не только как личности, но и как специалиста – нулевая.
Маловероятно, что успешные компании и профессиональные руководители будут ставить подобные цели. Принцип «незаменимых нет» не устарел, но трансформировался в «у каждого есть возможность развития».
Цель – удержать лучших – сегодня признанный управленческий приоритет.
Другое дело, если ценный специалист, почувствовав свою необходимость, начинает манипулировать работодателем, требуя больших денег и привилегий. При этом отказывается расти и расширять зону ответственности.
Тогда, действительно, руководителю нужно уметь провести непростые переговоры по согласованию целей компании и личностной мотивации сотрудника. И, если шантаж продолжается, то появляется новая задача – красиво расстаться, снизить риски для компании, не потеряв хороших отношений с сотрудником.
Задача сохранить позитивный имидж бренда работодателя также продолжает быть в тройке самых актуальных сегодня.
Есть и другой вариант развития событий. Когда для сотрудника нет задач для роста, то одно из хороших решений – аутплейсмент (от анг. outplacement), когда компания помогает хорошо работающему сотруднику найти работу у партнеров или через агентства, дает рекомендации, признавая его сильные стороны сотрудника и его достижения. Сотрудник остается лоялен компании и может также рекомендовать ее как работодателя.
Кроме того, за последние 2 года в разы увеличилось количество кейсов, когда сотрудник возвращался обратно на более высокую позицию. Такую HR-стратегию реализовывали в основном западные компании, сейчас ее приняли и многие успешные российские компаний.
Решение «отпустить» сотрудника, который перерос компанию, вызывает глубокое уважение.
Кейсы увольнения или сложных разговоров с профессиональными или хорошо работающими сотрудниками были и будут. Ключевой вопрос заключается в том, чтобы выстроить систему мотивации, обеспечивающую эффективную работу сотрудников и при этом снижающую риски компании при уходе специалистов. А выбор стратегии решения зависит от ценностей компании и ее корпоративной культуры.
Кабаков Ярослав Александрович
15 ноября 2025 года во Всероссийской академии внешней торговли прошла ежегодная конференция организаторов и участников Президентской программы подготовки управленческих кадров. Площадка собрала свыше 300 представителей власти, бизнеса и образования, чтобы обсудить, как меняются запросы к управленческим компетенциям и каким должен быть курс на развитие российской экономики. От бизнес-школы МИРБИС на конференции присутствовал директор департамента повышения квалификации и профессиональной переподготовки Валерий Залко, который принял участие в обсуждениях и рабочих контактах с партнерами Президентской программы.
МИРБИС вошел в число 300 лучших бизнес-школ мира по версии международного рэнкинга Eduniversal, занял 1-е место среди российских бизнес-школ в лиге 4 Palmes of Excellence и стал 5-м среди бизнес-школ России.
12 ноября в Академии управления МВД России прошла международная научно-практическая конференция «Государственное управление в правоохранительной сфере». Владимир Туровцев, профессор бизнес-практики и руководитель программы «Стратегический менеджмент» Школы бизнеса МИРБИС, победитель конкурса «Лидеры России», представил доклад «Возможности использования в органах правопорядка лучших практик технологических компаний».
МИРБИС подтвердил статус предпринимательской бизнес-школы страны, сохранив высокую позицию в рейтинге «Техпред-50: университеты-лидеры технологического предпринимательства». По суммарному показателю результативности стартапов школа остается в топ-25 российских вузов: в выпуске 2025 года МИРБИС занимает 21–23-е место, что демонстрирует устойчивость предпринимательской экосистемы и стабильный выпуск проектов, интересных инвесторам и рынку. Подробнее про рейтинг читайте по ссылке.
Алексей Юсов, Заведующий лаборатории прикладных продаж и маркетинга школы бизнеса МИРБИС представил методологию и чат-бота для формирования ценностных предложений и аргументации в B2B-переговорах. В пилотной эксплуатации с 19 мая по 29 июля 2025 года инструмент протестировали 116 специалистов, проведя 166 сессий. По итогам апробации время подготовки персонализированной аргументации сократилось на 60%, а средняя оценка полезности составила 8,8 из 10, NPS достиг +62,5, что показывает готовность решения к масштабированию. Исследование опубликовано в журнале “ Маркетинг и маркетинговые исследования”.