Ждет ли Россию волна увольнений из мести и как удержать недовольных сотрудников: комментарий Натальи Лебедевой для РБК PRO

20 января 2025

Фото: Михаил Гребенщиков/РБК

Российские кадровики ожидают в 2025 году волну увольнений сотрудников, проработавших несколько лет. Это не только отечественный тренд – о нем уже пишут рекрутеры из США и Европы. Причина – накопившееся за последние 3-4 года недовольство условиями и полной неразберихой в рабочих процессах. На фоне снижающихся реальных доходов россияне ждут от компаний хотя бы адекватного отношения. И не находя его, будут менять работу, просто чтобы показать свое отношение к работодателю – даже без надежды на более высокую зарплату на новом месте.

Как не допустить массовых увольнений? Кадровики говорят, что сделать это будет очень трудно – менеджмент в российских компаниях качественно не изменился. И все же надежда есть.

Наталья Лебедева, профессор бизнес-практики МИРБИС, рассказала РБК Pro, отражается ли на возможности увольнений сотрудников токсичность менеджмента, использующего директивный стиль, и какие инструменты управления будут работать на удержание персонала в текущем году.


Читать полную статью в РБК PRO

Прежде чем предсказывать массовые увольнения, давайте посмотрим на конкретные цифры и итоги 2024 года. Треть россиян (35%) уволились с предыдущего места работы из-за неготовности работодателя повышать зарплату, еще треть (34%) назвали причиной профессиональное выгорание и стресс. Об этом свидетельствуют результаты исследования экспертов СберАналитики и сервиса Работа.ру (данные от 2 декабря 2024, ТАСС)​​​

Эмоциональное выгорание и стресс – причина, которую назвали треть уволившихся. С чем или кем мы связываем стресс на работе?

Если это токсичные руководители, которые управляют жестко и директивно, то в этом случае при поиске работы главный фактор – личность руководителя/стиль управления и т.п. – будет стоять сразу после материальной мотивации. Но так ли это?

Самые важные факторы для работников при поиске работы

Исследование Авито Работа 2024 говорит о том, что самыми значимыми факторами для соискателей являются:

1. Размер предполагаемой заработной платы – 68%
2. Гибкие условия (свободный график, неполный день и т.д) – 44%
3. Официальное трудоустройство – 32%
4. Хорошие отзывы о работодателе от сотрудников – 31%
5. Подробное описание условий и обязанностей на рабочем месте – 30%
6. Хорошая репутация работодателя – 28%

Итак, на первом месте заработная плата с большим перевесом. Далее – гибкие условия работы: свободный график, неполный рабочий день и все, что связано с комфортом, удобством, возможностью иметь свободное время на себя/семью. Далее идут отзывы о компании-работодателе от сотрудников – 31%.

В целом можно сказать, что личность руководителя и то, насколько стиль управления соответствует мотивации сотрудника, остается, как и ранее, важным фактором мотивации на эффективную работу и лишь иногда является причиной увольнения.

Сегодня эмоциональное выгорание часто связано с общей высокой степенью тревожности. В том числе, у самих руководителей.

Все указанные данные говорят только об одном – основная цель 2025, так же, как и 2024 года: удержание действующего персонала в ситуации кадрового голода.

Что конкретно делается: обучение персонала работе в ситуации неопределенности, развитие компетенций эмоционального интеллекта, управление стрессом – это все меры, которые предпринимаются не первый год. 

Что нового и что будет работать в 2025 году

Приведу самые интересные решения, которые я увидела в 2024 году и которые будут работать в текущем году.

• Проведение выходного интервью (exit-интервью) и право на возврат

Такие интервью становятся хорошей традицией в российских компаниях, причем они проходят именно на уровне профессиональной коммуникации, с акцентом на удержание и возврат. Когда сотрудник уже принял решение и даже имеет job offer от другого работодателя, трудно убедить его остаться. Но руководитель может предложить ему задуматься о том, что он теряет и дать право на ошибку, то есть дать возможность возврата.

• Вознаграждение за возврат

Некий бонус, подъемные, или определенная сумма, которая выплачивается сотруднику, решившему вернуться в компанию, например, в течение года или двух, либо даже не привязанная к какому-то конкретному периоду времени. Размеры этих вознаграждений от 100 тысяч и пока это используют единицы компаний.

• KPI на удержание сотрудников для руководителей

Мне кажется чрезвычайно эффективным, но пока не очень привычным для руководителей российских компаний – это появление такой метрики-KPI для руководителя любого уровня, как средний коэффициент удержания сотрудников.

Что такое коэффициент удержания? Это количество сотрудников со стажем больше 12 месяцев к общему количеству сотрудников. Особенно это касается молодых специалистов. При этом учитывается уровень удержания сотрудников на момент утверждения целей компании на каждый год.

Высший пилотаж – удерживание именно тех, которые нам нужны для повышения ключевых показателей эффективности компании и общего поддержания работы.

Коэффициент удержания персонала чрезвычайно важен в создавшихся условиях, потому что это показатель способности организации удерживать стабильную рабочую силу.

Компании, которые внедряют этот показатель для всех своих руководителей, как KPI, и привязывают его к материальному вознаграждению, к годовому бонусу руководителя – это прекрасная история.