Готовые решения – это ваш проигрыш, новые решения – это ваш выигрыш

Дата публикации:
80
0
В статье
Автор:
Погонина Анна

Погонина Анна

Менеджер по маркетинговым коммуникациям Школы бизнеса МИРБИС
Эксперты:
Борисов Александр Николаевич

Борисов Александр Николаевич

Генеральный директор ООО «Би энд Джи Групп»

Об устойчивости российских банков и альтернативе доллару, инвестициях в собственный бизнес и зарубежную недвижимость, а также о том, зачем учиться на программах МВА в кризис мы поговорили с преподавателем школы бизнеса МИРБИС, финансовым и инвестиционным консультантом, экспертом по недвижимости, главным экспертом IT-стартапа Metadoor Invest и генеральным директором компании «Би Энд Джи Групп» Александром Борисовым.

Александр, простыми словами, что нужно знать о мировом финансовом кризисе сегодня?

Я бы сказал так, кризис в финансовой системе – это перманентное состояние. Что-то растет, что-то падает. Где-то создаются новые компании, где-то банкротятся. Появляются новые фонды и банки, а другие уходят с рынка. Нам надо привыкать к такому развитию событий, уметь предвидеть ситуации и учиться распределять свои инвестиции.

Каково состояние финансового сектора в России?

Финансовый сектор России находится в клещах санкций и общей парадигмы отношения к российским финансам. Однако, у наших банков высокий запас прочности. Это связано и с их хорошей маржинальностью, и с тем, что они не особо сильно связаны с рисковыми операциями, как многие зарубежные банки.

Если говорить о фондовом рынке, то он и был маленький, а сейчас еще больше обмельчал, поэтому его влияние на экономику незначительно. При этом хочу отметить, что после падения в 2022 году акции российских эмитентов начали восстанавливаться, и удачливым инвесторам удается зафиксироваться в прибыли.    

Можно ли сегодня строить планы по финансам и их реализации, если не знаешь, чего ожидать завтра?

Как преподаватель МИРБИС и, одновременно, финансовый консультант скажу, что планы нужно строить обязательно. И не простые планы, а так называемые динамические. Это такой вид планирования, при котором мы связываем деятельность компании с макроэкономическими факторами и внутренними процессами, и подстраиваем планы под них. Это современный подход, который включает математическую статистику, финансовое моделирование, работу с большими данными, а также искусственный интеллект. Если это понимать, то горизонты планирования даже в условиях нестабильности могут быть большими.          

Стоит ли начинать новый бизнес? И как правильно оценивать инвестиции в него?

У меня нет аргументов к слову «Нет», у меня есть только аргументы к слову «Да». Заниматься бизнесом – это не только финансовая выгода бизнесмена, но и драйв и интерес. И мой совет: занимайтесь тем бизнесом, который вас «затягивает».

А оценка инвестиций в бизнес – это инструмент, которому учат, в том числе, в МИРБИС. Я не смогу сказать в двух словах, как считать окупаемость: здесь очень много профессионального, включая правила дисконтирования и особенности оценки при многоэтапном инвестировании.

У будущих бизнесменов есть два пути: изучить этот инструмент, либо найти специалиста для инвестиционного анализа. Но, кстати, одно другому не мешает, в комплексе это работает намного лучше.    

Согласно опросам, подавляющее большинство россиян считают вложения в недвижимость интереснее банковских вкладов. Почему?

А это мнение профессиональных инвесторов? Скорее всего, нет. В опросах участвовали обычные люди, которых уже оставили без мирового финансового рынка, без основных мировых валют. У них не осталось выбора. Да, недвижимость всегда была направлением инвестиций, но в современном мире список этих направлений очень широкий: ПИФы, закладные, деривативы, цифровые финансовые активы, а также криптовалютные активы, NFT, драгоценные металлы… И, конечно, инвестиции в бизнес. Станьте венчурным инвестором, бизнес-ангелом. Не знаете как? Идите учиться.  

Как кризис повлиял на разные сегменты рынка недвижимости? Какие способы инвестиций доступны для владельцев небольших сбережений?

Недвижимость стала единственным объектом инвестирования для инвесторов-обывателей. Поэтому в кризис она дорожает. И я лично считаю, что это пузырь, но он не лопнет – он «на бетоне».

Если у вас мало денег, мой совет: поработайте над собой, над своими знаниями и заработайте свой первый миллион. Конечно, надо побороть лень, ничего легко не дается. Но именно тогда у вас откроется больше перспектив на инвестиции. При этом будьте аккуратны – за вашими деньгами всегда будут охотиться современные Остапы Бендеры.

Действительно ли покупка недвижимости за рубежом требует больших вложений или есть доступные направления?

Вовсе нет. Можно купить и долю в объекте, только смотрите, что вы покупаете и где. Изучите варианты не только кредитования, но и лизингового приобретения недвижимости, последнее в России отсутствует. И еще можно посмотреть закладные. Их не стоит бояться, кризис 2008 года научил рынок, там все сейчас хорошо.

Если я назову направления, где покупают сейчас, то это будут неправильные инвестиции, так как там уже высокая цена. Выгодное приобретение недвижимости – это работа на опережение, то есть нужно рассматривать направления, в которых только начинается развитие. Например, промышленные кластеры, зоны заселения новых районов. Такие территории есть и в России, и за рубежом.

Везде надо думать и учиться предвидеть. Готовые решения – это ваш проигрыш, новые решения – это ваш выигрыш. Научитесь жить нестереотипно.

Какие тенденции у российского рынка акций, ваша оценка ситуации?

Сейчас коррекция. Потом волатильность. Для профессионала – ничего нового, тренды понятны. Вот прямо сейчас, когда мы разговариваем, еще можно что-то прикупить и заработать, потом необходимо уже ловить тренды.

Ожидать ли ослабления курса рубля?

Почему меня не спрашивают: ожидать ли «усиления»? Ну да ладно – это грустная шутка. К сожалению, рубль – высоковолатильная валюта, он под ударом санкций и под политическим ударом. Рубль будет скатываться и это неизбежно. Ничего нового я не скажу, если хотите узнать момент резкого падения, надо собирать много данных, а без них это близко к подходу предсказания землетрясения.

Какие валюты смогут заменить доллары и евро?

Никакие. Юань – нет. Давайте не фантазировать! Мы живем в мире, где выстроена четкая иерархия финансовых инструментов, начиная от золота и драгметаллов, потом уже доллар со своей сумасшедшей ликвидностью, потом СКВ. Китай хочет вклинить в эту иерархию юань, но пройдут еще десятилетия, прежде чем у него это получится. Мое ощущение, что крипта быстрее станет мировой валютой, чем юань. Такой вот финансовый юмор.

Лучшие, на ваш взгляд, книги по управлению финансами?

Я сторонник «мощной» литературы, часто даже академической, в финансах ее достаточно. Например, в университете я прочел Асвата Дамодарана, Уильяма Шарпа, Ричарда Брейли, Стюарта Майерса. Эти книги дают базу в финансах. Есть направление нон-фикшн, это интересно, но польза только, если вы хотите похвастаться. Мне многие говорят, что прочитали известную книгу Талеба «Черный лебедь». Я спрашиваю: приведите пример практики, где вы использовали знания книги, кроме возгласа «Это черный лебедь!». Нет примеров.

Если брать литературу по оценке рисков, по мат. статистике – это уже инструменты профессионала.

Гиппократ говорил: «Ты есть то, что ты ешь». Я думаю, что не менее верно сейчас сказать: «Ты есть то, что ты читаешь».

Зачем учиться в кризис?

Во-первых, учиться нужно всегда. У нас только зарождается культура постоянного развития, а мир пришел к этому давно. После университета точно нужны программы MBA, курсы, тренинги, тимбилдинги. Сейчас мир полностью меняется каждые 10 лет, значит, и ваши знания должны также меняться.

Второй момент, в котором я уверен – обучение дает не только актуальные знания, но и умение правильно внедрять их в компаниях. По крайней мере, в МИРБИС это так, потому что с работающими инструментами вас знакомят преподаватели-практики. Я много знаю о бизнесе. В одни дни работаю над собственными проектами, занимаюсь консалтингом, а в другие преподаю слушателям в аудитории. Я привношу в учебную программу не только свои знания и опыт, но и решения из собственного бизнеса и из комьюнити профессионалов, с которыми общаюсь. Это бесценно.

Ближайшие мероприятия
5 стратегий запуска бизнеса: сценарии, скрытые ловушки и факторы успеха

5 стратегий запуска бизнеса: сценарии, скрытые ловушки и факторы успеха

26 июня 2025
3 ак.часа
ИИ-прорыв: революция корпоративной эффективности

ИИ-прорыв: революция корпоративной эффективности

14 июля 2025
40 ак. часов
Управление изменениями для топ-менеджеров

Управление изменениями для топ-менеджеров

18 июля 2025
16 часов
0

Еще интересное в нашем Блоге

МИРБИС — информационный партнер Восьмого форума в области финансового маркетинга и PR

27 июня 2025 года в Центре международной торговли в Москве состоится FinProfit 2025, восьмой профессиональный форум по финансовому маркетингу и PR, на котором Бизнес-школа МИРБИС выступает в качестве официального информационного партнера.
#МВА #Финансовая стратегия компании #Стратегический маркетинг
104
0
Телеграм
ЛЕНТА
Преподаватели рекомендуют… Алена Шагина, руководитель программы МВА «Стратегический маркетинг» МИРБИС делится любимыми книгами и фильмами. Сохраняйте пост, чтобы не потерять. «Книги для меня — это особый, очень тонкий мир. Общение с ним не может заменить ни искусственный интеллект, ни другие форматы контента.В МИРБИС я соавтор трехчастного курса по цифровому маркетингу, включающего аналитику, медиапланирование, рекламу и работу с целевой аудиторией. На своих занятиях мы со слушателями часто шутим, что управление коммуникацией в интернете — это как общаться с аквалангистом через толщу воды, стоя на берегу. Поэтому, освоив принципы построения цифровой коммуникации, вы сможете донести свои идеи даже до дельфинов!Это все, конечно, шутки. Но если серьезно, то первоочередной навык — это знание психологии и механики человеческого восприятия и выбора стратегии поведения. Чем глубже и детальнее будут ваши знания о вашей целевой аудитории, ее мотивации, целеполагании и стратегиях, тем точнее будут ваши цифровые ответы на ее ожидания, а соответственно, и успех». 
Одно из лучших антикризисных решений. Кейс Johnson & JohnsonВ 1982 году бренд, оказавшийся в эпицентре скандала — это Tylenol от Johnson & Johnson. Многие были уверены, что компания обречена, и ничто не поможет вернуться продукции на полки аптек. Руководство компании выбрало не самый легкий путь, но именно тот, который сработал. Вместо попыток оправдаться или уйти в тень команда сделала ставку на главное: открытость, скорость и ответственность перед людьми. Даже несмотря на то, что в произошедшем не было их вины.Вот какие шаги они предприняли: ✅ Обратились к населению через СМИ с просьбой воздержаться от приема препарата до окончания расследования. ✅ Добровольно отозвали с рынка более 31 миллиона упаковок на сумму около 100 миллионов долларов. ✅ Разъяснили в публичных заявлениях, как устроена система контроля качества, и почему яд не мог попасть в продукт на стадии производства. ✅ Объявили о денежном вознаграждении за поимку преступника. ✅ Разработали новую форму упаковки с защитной пломбой (в дальнейшем это стало отраслевым стандартом) ✅ Запустили программу замены старых упаковок на новые, безопасные (акция обошлась бренду в миллионы долларов) ✅ Провели масштабную информационную кампанию: новая реклама, купоны, разъяснительная работа с врачами и аптеками.
Фальсификация продукта и репутационный крах: кейс для дискуссии о кризисном менеджментеНачало 1980-х. В аптеках США продается один из самых популярных безрецептурных препаратов в стране. Его принимают миллионы, ему доверяют, он занимает 35% рынка анальгетиков и приносит компании значительную часть выручки.Но вдруг прием препарата начинает приводить к летальному исходу. Новость о 7 погибших, а также обнаруженных в таблетках цианиде и стрихнине молниеносно попадает на первые страницы всех СМИ и вызывает панику у населения.  Позже выясняется, что компания не причастна к отравлениям. Но продукт уже под подозрением, бренд — под ударом, доля на рынке с 37% сократилась до 7%, стремительно упали продажи не только этого препарата, но и других, производимых этой компанией. Как вы думаете, какие управленческие решения приняла компания? И что бы сделали вы в подобной ситуации?  — Отозвали бы партию, весь продукт или дождались бы расследования?— Рискнули ли бы отстоять марку или пошли в ребрендинг?— Сделали бы приоритетом операционные показатели или сосредоточились на ценностях компании и пошли бы навстречу потребителям?