Клуб директоров по науке и инновациям обсудил в МИРБИС роботизацию российской промышленности

Дата публикации:
368
0
В статье

19 декабря 2024 года в бизнес-школе МИРБИС состоялась экспертная дискуссия Клуба директоров по науке и инновациям «Автоматизация и роботизация как ключевые драйверы для повышения инновационной активности и конкурентоспособности в России». На встрече собрались представители крупнейших отечественных компаний, ведущих научных учреждений, высокотехнологичных стартапов, институтов развития.

Модератором дискуссии выступил Андрей Полозов-Яблонский, председатель Правления Клуба директоров по науке и инновациям, советник генерального директора – руководитель инновационного направления ПАО «Аэрофлот». Открывая встречу, он отметил: «Автоматизация — это не просто очередной тренд, это реальный шанс сократить разрыв в производительности труда между Россией и технологически развитыми странами. Однако для успеха важно преодолеть зависимость от импорта, развивать собственные решения и стимулировать спрос на них. Для этого требуется поддержка разработки и производства промышленных роботов, беспилотной транспортной техники и средств автоматизации, развитие национальной технологической и элементной базы».

Константин Вишневский, директор Центра стратегической аналитики и больших данных НИУ ВШЭ, привёл свежие данные из доклада «Роботы в промышленности России: тенденции и перспективы». Он подчеркнул, что в последние годы темпы внедрения роботизированных систем в России значительно выросли, но пока остаются далекими от уровня технологически развитых стран. 78% промышленных роботов устанавливают в пяти странах: Китае, Японии, США, Корее и Германии. Но в странах-лидерах темпы роботизации снижаются, зато быстро растут рынки в странах Персидского залива, Бразилии, Индии.

«В России роботизация уже активно используется в автомобильной промышленности, металлургии и логистике. Однако такие отрасли, как сельское хозяйство и строительство, остаются практически нетронутыми. Системная поддержка государства может изменить эту ситуацию», — сказал Вишневский. Федеральный проект «Развитие промышленной робототехники и автоматизации производства» (350 млрд. руб. до 2030 г.) призван сбалансировать и систематизировать меры поддержки в новых условиях.

Генеральный директор компании «Онлайн Патент», член Правления Клуба директоров по науке и инновациям Алина Акиншина поделилась данными о динамике патентной активности в последние годы за рубежом и в России. По её словам, стремительное развитие технологий приводит к росту числа патентных споров, что требует нестандартных решений: «Нам необходимо создавать инструменты для защиты российских разработок на глобальном рынке. Одним из таких решений может стать введение специализированных юридических центров для работы с инновационными проектами».

Александр Каширин, заместитель председателя научно-технического совета ГК «Ростех», поделился тем, как отбирают и приоритизируют проекты в корпорации. Одним из ключевых стратегических направлений компании является дальнейшее создание и развитие Центров компетенций по новых технологиям.

«Наша команда обладает уникальными технологическими компетенциями, то есть наши специалисты способны создавать продукты уровня глобального превосходства или глобальной конкурентоспособности. В «Ростехе» принята концепция опережающего инновационного развития и технологического превосходства, где УТК – один из важных элементов», — заявил Александр Каширин.

Руководитель департамента инновационного развития АО «ОДК» Евгений Павлов рассказал, что в компании применяется более 70 роботизированных комплексов. Они используются для выполнения таких задач, как нанесение покрытий методами плазменного напыления, изготовление керамических форм для заливки лопаток и фасонных деталей, загрузка/выгрузка деталей в металлорежущее, термическое, кузнечнопрессовое оборудование и т.д. «Роботизация – ключевой инструмент повышения производительности труда. Требования к точности и стабильности параметров деталей газотурбинных двигателей нового поколения и исключение «человеческого фактора» – основные драйверы роботизации ОДК. Для дальнейшего эффективного развития в этом направлении требуется консолидация усилий предприятий, науки и станкоинструментальной промышленности», – резюмировал Евгений Павлов.

Александр Жирков, советник директора АНО «Центр управления проектами НОЦ «Север», поделился опытом внедрения проектов по автоматизации и роботизации на Дальнем Востоке. Он подчеркнул, что в таких регионах как Камчатка, Чукотка, Магаданский край, Сахалин и Якутия, решение прикладных задач является насущной необходимостью:

«Наши резиденты занимаются разработкой различных роботизированных систем, среди которых, например, мини-погрузчик для уборки снега и перемещения небольших грузов, промышленный робот-пылесос для уборки производственных помещений, сервис автоматизации расчёта загрузки морских судов и т.д. Одним из приоритетов является создание беспилотных летательных аппаратов. По БПЛА планируется работа с 12 проектами будущих резидентов».

Разработки резидентов НОЦ «Север» вызвали большой интерес у представителей российских корпораций. Ожидается, что в начале 2025 года им будет посвящено отдельное мероприятие Клуба директоров по науке и инновациям.

В свою очередь Павел Крылов, владелец продукта SaluteRPA, рассказал о том, как в Сбере был успешно реализован один из крупнейших проектов роботизации в мире. В его реализации приняли участие 20 команд, представляющих различные функциональные блоки: операционный, розничный, корпоративный, а также блок рисков и контроля. В рамках проекта было автоматизировано 400 этапов бизнес-процессов, включая критически важные для бизнеса операции, такие как открытие счетов и выдача кредитов. Каждый день количество операций, выполняемых роботами, составляет около 400 тысяч, а количество одновременно работающих роботов достигает 1,5 тысячи.

«Этот опыт может быть положен в основу сценария автоматизации в любой отрасли промышленности, что позволит экономить миллионы рублей и тысячи часов рабочего времени», — подчеркнул Павел Крылов.

В завершение мероприятия состоялась сессия вопросов и ответов, где участники обсудили пути интеграции искусственного интеллекта, блокчейн-технологий и RPA в российскую экономику.

Подводя итоги, Андрей Полозов-Яблонский отметил:

«Инновации невозможны без диалога и создания долгосрочных партнерств между бизнесом, наукой и государством. Клуб директоров по науке и инновациям при поддержке бизнес-школы МИРБИС продолжит выступать площадкой для такого диалога и в 2025 году».

МИРБИС, являясь одним из лидеров федерального рейтинга «Техпред-50», активно развивает практики технологического предпринимательства на программах МВА.

Разработать в процессе обучения и запустить в реализацию корпоративный или собственный технологический бизнес-проект имеют возможность слушатели программ МВА в рамках междисциплинарного курса «Интегрированный предпринимательский проект».

Более глубокая проработка бизнес-проектов в ходе практико-ориентированного обучения осуществляется при поддержке ведущих отраслевых экспертов на программе МВА «Менеджмент предпринимательских и корпоративных проектов».

Материалы по итогам проведения:
Ближайшие мероприятия
ИИ-прорыв: революция корпоративной эффективности

ИИ-прорыв: революция корпоративной эффективности

14 июля 2025
40 ак. часов
Управление изменениями для топ-менеджеров

Управление изменениями для топ-менеджеров

18 июля 2025
16 часов
Организационное поведение и лидерство для топ-менеджеров

Организационное поведение и лидерство для топ-менеджеров

19 июля 2025
20 ак. часов
0

Еще интересное в нашем Блоге

Дипломы, которые сразу работают: защита проектов слушателей МВА в МИРБИС

26-27 июня Бизнес-школа МИРБИС превратилась в импровизированный карьерный акселератор: слушатели групп MBA представили дипломные проекты, каждому из которых есть место в реальном бизнесе прямо сейчас.
#МВА #Стратегический менеджмент #Финансовая стратегия компании #ИТ-менеджмент
108
1

МИРБИС — информационный партнер Форума информационных технологий InfoSpace

18 июля в Центре событий РБК пройдет Форум информационных технологий InfoSpace, на котором ведущие эксперты, представители власти, бизнеса и научного сообщества обсудят ключевые направления цифрового развития России.
#МВА #Стратегический менеджмент #ИТ-менеджмент
133
2
Телеграм
ЛЕНТА
Преподаватели рекомендуют… Алена Шагина, руководитель программы МВА «Стратегический маркетинг» МИРБИС делится любимыми книгами и фильмами. Сохраняйте пост, чтобы не потерять. «Книги для меня — это особый, очень тонкий мир. Общение с ним не может заменить ни искусственный интеллект, ни другие форматы контента.В МИРБИС я соавтор трехчастного курса по цифровому маркетингу, включающего аналитику, медиапланирование, рекламу и работу с целевой аудиторией. На своих занятиях мы со слушателями часто шутим, что управление коммуникацией в интернете — это как общаться с аквалангистом через толщу воды, стоя на берегу. Поэтому, освоив принципы построения цифровой коммуникации, вы сможете донести свои идеи даже до дельфинов!Это все, конечно, шутки. Но если серьезно, то первоочередной навык — это знание психологии и механики человеческого восприятия и выбора стратегии поведения. Чем глубже и детальнее будут ваши знания о вашей целевой аудитории, ее мотивации, целеполагании и стратегиях, тем точнее будут ваши цифровые ответы на ее ожидания, а соответственно, и успех». 
Одно из лучших антикризисных решений. Кейс Johnson & JohnsonВ 1982 году бренд, оказавшийся в эпицентре скандала — это Tylenol от Johnson & Johnson. Многие были уверены, что компания обречена, и ничто не поможет вернуться продукции на полки аптек. Руководство компании выбрало не самый легкий путь, но именно тот, который сработал. Вместо попыток оправдаться или уйти в тень команда сделала ставку на главное: открытость, скорость и ответственность перед людьми. Даже несмотря на то, что в произошедшем не было их вины.Вот какие шаги они предприняли: ✅ Обратились к населению через СМИ с просьбой воздержаться от приема препарата до окончания расследования. ✅ Добровольно отозвали с рынка более 31 миллиона упаковок на сумму около 100 миллионов долларов. ✅ Разъяснили в публичных заявлениях, как устроена система контроля качества, и почему яд не мог попасть в продукт на стадии производства. ✅ Объявили о денежном вознаграждении за поимку преступника. ✅ Разработали новую форму упаковки с защитной пломбой (в дальнейшем это стало отраслевым стандартом) ✅ Запустили программу замены старых упаковок на новые, безопасные (акция обошлась бренду в миллионы долларов) ✅ Провели масштабную информационную кампанию: новая реклама, купоны, разъяснительная работа с врачами и аптеками.
Фальсификация продукта и репутационный крах: кейс для дискуссии о кризисном менеджментеНачало 1980-х. В аптеках США продается один из самых популярных безрецептурных препаратов в стране. Его принимают миллионы, ему доверяют, он занимает 35% рынка анальгетиков и приносит компании значительную часть выручки.Но вдруг прием препарата начинает приводить к летальному исходу. Новость о 7 погибших, а также обнаруженных в таблетках цианиде и стрихнине молниеносно попадает на первые страницы всех СМИ и вызывает панику у населения.  Позже выясняется, что компания не причастна к отравлениям. Но продукт уже под подозрением, бренд — под ударом, доля на рынке с 37% сократилась до 7%, стремительно упали продажи не только этого препарата, но и других, производимых этой компанией. Как вы думаете, какие управленческие решения приняла компания? И что бы сделали вы в подобной ситуации?  — Отозвали бы партию, весь продукт или дождались бы расследования?— Рискнули ли бы отстоять марку или пошли в ребрендинг?— Сделали бы приоритетом операционные показатели или сосредоточились на ценностях компании и пошли бы навстречу потребителям?