Свободу – стартапам: что даст новым проектам ослабление госконтроля

Дата публикации:
15
0
В статье
Автор:
Погонина Анна

Погонина Анна

Менеджер по маркетинговым коммуникациям Школы бизнеса МИРБИС
Эксперты:
Кармазин Тимур Ильич

Кармазин Тимур Ильич

ООО «Логрокон», директор по персоналу

Источник: РИАМО

Автор: Илья Смирнов 

На прошедшем совещании правительства РФ, посвященном концепции технологического развития России до 2030 года, представители министерств предложили меры по снижению госконтроля над стартапами.
В частности, представители министерств предложили снять с институтов развития обязанность по контролю за целевым расходованием средств в венчурных (направленных на разработку высокотехнологических продуктов, - ред.)  проектах с господдержкой, где доля внебюджетных источников превышает 25% от всей суммы вложений, снизить риски предъявления обвинений в нецелевом или неэффективном использовании бюджетных средств для добросовестных предпринимателей и усовершенствовать порядок урегулирования споров и проведения оценки стоимости стартапа в соответствии с Гражданским кодексом РФ.

Стартап – это инновационный проект, нацеленный на последующее применение в бизнесе. Стартапер должен доказать ценность новой разработки, найти клиентскую базу, сформировать бизнес-модель продажи своего проекта. Через все эти операции получается готовый для бизнеса продукт, который можно массово реализовывать. Стартап может развиваться как отдельная компания, а может передан в более крупную структуру.

«Когда мы говорим о стартапе как о некоем новом проекте, мы должные понимать, что далеко не каждая инициатива может получиться. Подход, при котором стартапам оказывается поддержка государства, основанная на той же нормативно-правовой базе, что и по отношению к действующему бизнесу, не совсем правильный. Здорово, что сейчас правительство это понимает. Невозможно проектировать новое направление, которого раньше не было, и при этом предугадать все возможные варианты развития событий», – высказывает свое мнение член совета директоров Российской Ассоциации обучения предпринимательству, профессор и преподаватель школы бизнеса МИРБИС Елена Переверзева.

По словам эксперта, нынешняя логика государственной поддержки стартапов предполагает стопроцентную окупаемость вложенных денег, а если этого результата нет, то это расценивается как нецелевое расходование средств. Но в бизнесе невозможно просчитать все: если результат на 100% оправдывает ожидания, то это не новое направление, а копирование, или улучшение того, что уже есть.
«Прорывной проект никогда невозможно спланировать так, чтобы в нем не было проблемных зон, поскольку он настраивается по ходу внедрения и дорабатывается во время тестирования. Это нормальный рыночный механизм. Поэтому ослабление государственного регулирования расходования средств, безусловно, даст толчок развитию новых проектов», – считает профессор.

Больше доверия друг другу

Не секрет, что многие стартаперы не хотят брать госсредства на свои проекты, поскольку не могут гарантировать ожидаемый результат. Иногда получается профанация, когда деньги у государства берут на инновационное решение, но оказывается, что оно уже используется несколько лет.
«Государство должно доверять стартаперам. В проектных документах необходимо прописывать как можно больше возможных исходов, в том числе и неудачные. С другой стороны, сами стартаперы начнут больше доверять государственному финансированию, поскольку больше не будет страха попасть в тюрьму или потерять существующий бизнес в случае, если ожидания государства не оправдались», – подчеркивает Переверзева.

Стартапам нужна комплексная поддержка По ее словам, на сегодняшний день в России создана неплохая система развития стартапов: очень хорошо работают кластерные модели (например, Московский инновационный кластер), поддержка которых включает целый комплекс мер. Финансирование в этом комплексе является очень значимым элементом, но не менее важна юридическая и патентная помощь на этапе разработки, а также организационная поддержка, когда проекту на льготных условиях может быть дана аренда помещения, необходимая техника и оборудование. Только при таком подходе можно стимулировать развитие новых проектов.
«При этом любой стартап должен иметь спрос у бизнеса. Поэтому еще один важный элемент поддержки, который повышает эффективность развития новых проектов – это содействие государства в формировании диалога между стартаперами и компаниями, разъяснении бизнесу пользы инноваций. Это значительно повышает вероятность выживания и реализации новых инициатив», – уверена Переверзева.

Как развивались стартапы в 90-е годы

По словам эксперта, проблема последних десятилетий была в том, что создаваемые в России инновации не пользовались большим спросом у отечественного бизнеса.
«В 90-е годы основными грантодателями новых проектов являлись в основном международные фонды. Государству же было тогда не до поддержки стартапов и бизнеса. Были проекты USAID (Агентство США по международному развитию), проекты "Программы развития ООН". Через эти программы происходило становление системы поддержки предпринимательства и инновационных проектов. В принципе, международные фонды свою задачу выполнили: они сформировали у молодежи понимание, что такое стартап, как его можно создать и развивать», – рассказывает эксперт.
Минусом проектов с международным участием, по ее мнению, была их нацеленность на последующее внедрение на Западе, поскольку интереса к ним со стороны российского бизнеса не было.

«По этой причине огромное число стартапов уходило в Европу, Америку, либо развивалось локально, либо не реализовывалось вообще. В то время очень много интересных решений было в регионах, некоторые из которых развиваются до сих пор», – отмечает преподаватель школы бизнеса.
В 2010-х годах появилось понимание того, что нужно менять систему, работать над тем, чтобы стартапы создавались для своей страны.

Нужен технологический суверенитет

«Сейчас, когда мы находимся в уникальной ситуации, и наш бизнес нуждается в стартапах, необходим постоянный информационный обмен между бизнес-акселераторами и компаниями. Оборудование на предприятиях, среди которого много импортного, необходимо периодически менять», – отмечает спикер.
Она добавляет, что Запад грозит России технологическим голодом и прекращением поставок обновленной техники, программного обеспечения. Поэтому сейчас как никогда большой запрос на отечественные инновации. Сегодня нужны новые разработки как для техобслуживания имеющегося оборудования, так и прорывные решения для усовершенствования технологий.
По словам Переверзевой, желание правительства дать больше свободы стартапам диктуется необходимостью достижения технологического суверенитета России в рамках программ импортозамещения и борьбы с санкциями.

Больше выгоды, чем риска

Елена Переверзева считает, что ослабление государственного контроля за расходованием выделяемых стартапам средств может привести к росту мошеннических афер, но этот риск будет нивелирован теми возможностями и выгодой, которую получат стартапы

Ближайшие мероприятия
Благополучие сотрудников для благополучия бизнеса

Благополучие сотрудников для благополучия бизнеса

14 мая 2025
2 часа
Финансы для топ-менеджеров

Финансы для топ-менеджеров

16 мая 2025
28 часов
Построение эффективной системы противодействия мошенничеству в российских компаниях

Построение эффективной системы противодействия мошенничеству в российских компаниях

16 мая 2025
2 часа
0

Еще интересное в нашем Блоге