Федоров Федор Валентинович
ИИ-революция наступила, джинн выпущен из бутылки. Андрей Кулинич, AI-архитектор и преподаватель МИРБИС рассуждает о сингулярности, будущем без сценария и российском шансе на успех в мире сверхумных машин. Разговор о технологиях, которые меняют правила игры быстрее, чем мы успеваем их записать.
ИИ-элита разделилась во взглядах на будущее: одни призывают ко всеобщему ИИ-образованию, другие – к спасению человечества. На какой стороне вы?
Наивно предполагать, что сегодня можно сдержать развитие искусственного интеллекта. Технологическая гонка идет с фантастической скоростью – компании измеряют отставание друг от друга уже не годами и месяцами, а днями. Это новая реальность, которую может изменить только глобальный катаклизм.
Адмиралу Нахимову приписывают фразу: «Если безобразие нельзя остановить, его нужно возглавить». Именно так стоит относиться к ИИ: его нужно не избегать, а системно внедрять, в том числе в образование. Ведь это инструмент, с которым будут жить и работать завтрашние выпускники. В Объединенных Арабских Эмиратах, например, уже объявили программу обучения ИИ с начальной школы, и это разумно.
Мы часто боимся того, чего не понимаем. Но этот путь нам все равно предстоит пройти. Он будет стремительным, захватывающим и местами очень неожиданным. Однако осмысленная интеграция технологий во все сферы жизни – это наша лучшая защита от рисков.
Если ИИ становится обязательной частью образования, то какой будет роль преподавателя?
Искусственный интеллект меняет саму суть преподавания. Преподаватель – уже не источник знаний, ведь с этим ИИ справляется гораздо лучше: идеально адаптирует контент под уровень студента, отвечает мгновенно и без устали, обладает феноменальной эрудицией. Но именно преподаватель помогает задать направление, развить критическое мышление, научить работать с ИИ как с инструментом, а не волшебной палочкой.
Сделать педагога не просто носителем информации, а навигатором в мире знаний – это вызов для всей системы образования, как с методической, так и с философской точки зрения. Сегодня, когда использование ИИ становится базовой грамотностью, каждый преподаватель, вне зависимости от предмета, должен уметь показывать, как ИИ может помочь каждому конкретному студенту в его области.
Для меня ИИ – это полноценный интеллектуальный ассистент в преподавании: от проектирования образовательных курсов до критического анализа кейсов. Модель может дать такую глубокую и детальную обратную связь, которую вручную можно собирать неделями.
Как изменит правила игры появление общего искусственного интеллекта (AGI)?
Концепция AGI сегодня теряет актуальность – мы до сих пор не можем дать ему четкого определения. По старым критериям, в ряде аспектов мы его уже достигли. В некоторых задачах ИИ давно обогнал человека, а в других – и близко не подобрался.
Но здесь возникает два ключевых вопроса. Первый: стоит ли вообще мерить интеллект исключительно «по-человечески»? Второй куда более практичный: зачем ждать мифический AGI, если уже сейчас синергия человека и ИИ дают прорывной результат? Это и есть самая перспективная модель. В этом смысле рамки AGI будут постоянно сдвигаться. И это нормально. Главное – использовать то, что уже работает.
Рэй Курцвейл обещал технологическую сингулярность к 2045 году. Вы верите, что суперинтеллект вытеснит человечество?
Сингулярность уже началась – мы наблюдаем экспоненциальный рост скорости изменений. В прошлом году действительно значимые языковые модели появлялись каждые 40-60 часов. Сегодня мы видим по 2-3 масштабных LLM-релиза в день.
Но сингулярность – это еще и горизонт непредсказуемости. Мы теряем способность предсказывать, что будет через 3-5 лет. Многие уважаемые эксперты дают прогнозы с горизонтом не более года. Есть осторожные сценарии развития, например, – с массой допущений. Сегодня прогнозы тонут в турбулентности.
Вытеснит ли ИИ человека? Вопрос открытый. Пока искусственному интеллекту не нужен ни мой мотоцикл, ни моя кожаная куртка. Он не борется со мной за ресурсы. И я надеюсь, что ключевым станет не противостояние, а дополнение. «Соавторы, а не конкуренты», – такой сценарий мне ближе.
Сколько у вас ИИ-помощников, и без чего вы уже не представляете свой день?
Я постоянно использую несколько ИИ-интерфейсов, обычно 2-3 вкладки открыты одновременно. Пишу код с помощью AI, особенно нравится подход vibe-coding, при котором программист описывает задачу простыми словами, а ИИ-агент генерирует код, очень рекомендую IDE Cursor. С Алисой общаюсь редко, предпочитаю голосового ассистента Perplexity, он информативнее. Люблю обсуждать новости за рулем: ИИ – интересный собеседник.
Без доступа в интернет и информационного потока мне было бы уже очень некомфортно. Работать без ИИ пока еще можно, но не нужно. Для меня бы это означало в разы уронить производительность.
В ваших помощниках есть и отечественные разработки. Каковы шансы России в глобальной ИИ-гонке, где лидируют США и Китай?
На уровне «железа» (чипы, как у Nvidia) и фундаментальных моделей (OpenAI, Google, DeepSeek, Grok) мы вряд ли будем конкурировать с зарубежными коллегами. У нас есть собственные качественные LLM, но на текущем этапе мы гораздо эффективнее в прикладных решениях. Так что России лучше сосредоточиться на прикладном ПО: у нас сильная школа разработки и большой потенциал. Яндекс и Сбер сейчас делают очень интересные шаги в этом направлении. А в соперничестве США и Китая, думаю, в итоге установится паритет.
С кем из великих умов вы хотели бы встретиться?
Не задумывался, я живу настоящим. Наше время и современники кажутся мне масштабнее прошлого из-за скорости и сложности мира. Но, конечно, я с пиететом отношусь к личностям, которые принимали решения в поворотных точках истории. С ними мне было бы интересно обсудить не результат, а сам процесс принятия решений – почему они выбрали этот путь, действовали так, а не иначе.
Если бы вы могли получить любую технологию будущего или суперспособность, что бы выбрали?
Однозначно управление временем. Это самый ценный ресурс, и его всегда не хватает. А еще контроль над здоровьем и энергией, потому что они напрямую связаны со скоростью мышления, ясностью ума, продуктивностью. Все остальное можно догнать, а вот время и здоровье – базовые активы.
В чем смысл жизни?
В интересе к ней, в постоянном движении, любопытстве, исследовании. Меня пугает перспектива пенсии – это похоже на ожидание конца. Мой драйв – познание нового, эксперименты с технологиями, общение с яркими людьми. Быть актуальным и востребованным здесь и сейчас – вот что действительно важно.
Федоров Федор Валентинович
Карева Марина Владимировна
18 декабря Московская международная высшая школа бизнеса МИРБИС совместно с Клубом директоров по науке и инновациям (R&D Клуб) провела конференцию «ИИ как драйвер национального технологического суверенитета: от стратегий к реальным инновациям». В конференции приняли участие эксперты из промышленности, науки и бизнеса, которые обсудили, как технологии искусственного интеллекта ускоряют путь от научной идеи до готового продукта. Особое внимание было уделено вызовам и стратегиям внедрения ИИ в условиях перехода к Индустрии 5.0. В зале собрались около сотни профессионалов и экспертов из разных отраслей. Среди участников конференции – ведущие специалисты по цифровизации, ИИ и R&D из Ростелекома, СИБУР, ОДК, Аэрофлота, Центра стратегической аналитики и больших данных НИУ ВШЭ и других организаций.
Разнообразие прорывных идей, живая дискуссия и ценные рекомендации от экспертов – так прошла защита предпринимательских проектов слушателей группы MBA-387 в бизнес-школе МИРБИС.
12 декабря 2025 года в Школе бизнеса МИРБИС прошел торжественный выпускной вечер, который стал финальной точкой продолжительного образовательного пути для слушателей программ MBA и Executive MBA. В этот день выпускники получили дипломы, официально завершив обучение, и приняли поздравления от руководства и преподавателей школы.
15 декабря 2025 г. в Москве объявили лауреатов ежегодной премии «Эффективное образование», призванной обозначать тенденции, формирующие рынок, и поддерживать компании, создающие решения в области развития образования.
Проектная деятельность до сих пор остается синонимом операционной работы для многих руководителей. Михаил Дубовик, управляющий партнер учебного центра «Проектная ПРАКТИКА» и ведущий преподаватель Школы бизнеса МИРБИС, развеивает это заблуждение и объясняет, зачем бизнесу нужно проектное управление и почему проекты – это не модная пометка в отчетах, а управляемые изменения, от которых зависит будущее компании.