Григорьев Владимир Николаевич
Диджитал-маркетинг слишком объемен, а изменения во внешней среде – слишком стремительны, чтобы пытаться охватить и хотя бы перечислить все очевидные или только намечающиеся тренды. Для осознания масштабов и разнообразия грядущих перемен, я обычно ориентируюсь на . Пока нам доступна только версия 2025 года, но с учетом наших особенностей и скоростей она вполне релевантна и на 2026 год.
Очевидно доминирование технологий с использованием AI, сейчас только ленивый об этом не говорит. Я не ленивый, поэтому тоже скажу, но акцент сделаю только на трех трендах, которые для моего профессионального интереса – архитектуры представленности бренда в цифре – критичны и точно заслуживают внимания.
Как маркетологу, мне стоит честно задать себе вопрос: обладаю ли я (или моя команда) достаточными навыками, чтобы использовать инструменты с низким или почти нулевым уровнем кодирования? Могу ли я «соло» автоматизировать часть своих рутинных процессов, создавая функционал и возможности, адаптированные под мои задачи и мой бизнес?
Мы подошли к этапу, когда практически все форматы бизнеса (от микро до монополистов) и модели (B2B, B2C) столкнулись с необходимостью пересмотреть свои процессы в маркетинге и не только. Агентный ИИ – это, по сути, системы, способные совершать полуавтономные и автономные действия для достижения целей. Позиция общества к полномасштабному внедрению ИИ во все процессы компаний до конца не сформирована и, скорее всего, еще долго не станет однозначной, но маркетинг уже в полной мере ощутил все прелести использования ИИ-агентов.
Мы не успели толком освоить n8n с его Agent Builder, как OpenAI запустила новую платформу AgentKit – то есть теперь построить своего агента для серьезного, большого процесса можно без развертывания серверной части. Доступность инструмента за счет простоты использования делает его легко масштабируемым в массы. Я совсем не удивлюсь, если на конференциях 2026 года, наряду с кейсами гигантов отрасли, мы будем слышать истории про цепочки автоматизации в микрокомпаниях и микробизнесах – по сути, в личных брендах.
Подобные инструменты сильно сокращают потери в цепочке «заказчик – исполнитель». Теперь заказчик в режиме такого же диалога может собрать MVP своего процесса. Для нас, исполнителей, это значит почти идеальное (с точки зрения заказчика) ТЗ и возможность тратить время не на угадывание, а на шлифовку и доведение MVP до «прокатной» версии.
Проявления этого тренда:
Еще в начале прошлого года Accenture в своем отчете Accenture Life Trends в трех из пяти трендов делали упор на «усталость» аудитории от недостатка «человеческого» в нашей жизни. Массовый переход крупных сервисов, работающих в России, на обслуживание клиентов через чат-боты и голосовые меню уже стал нормой. Одновременно идет взрывной рост объема ИИ-контента, который используют для автоматизации маркетинга, но материалы часто получаются шаблонными, искусственными и поэтому хуже привлекают внимание аудитории и ранжируются алгоритмами поисковых систем и соцсетей. Все это усугубляет проблему ИИ-хлама, с которым сталкивается общество.
Я считаю, что в 2026 году акцент еще сильнее сместится в сторону аутентичных текстов и видео, создаваемых микро- и корпоративными инфлюенсерами. Для успешной реализации этого шага придется еще более детально и внимательно изучать свою аудиторию.
Мы уже сейчас видим тенденцию в развитии сервисов аналитики вроде или Delve AI, которые позволяют маркетингу строить достаточно точный профиль своей ЦА. Это дает возможность тестировать не только креативы, но и роли, тональность и форматы присутствия бренда, прежде чем выкатывать все это на «живую» аудиторию.
Проявления этого тренда:
Готовя эту статью, я наткнулась на очень хороший пример не раздражающего AI-ассистента.
Этот пример показывает, что B2B-компании, вкладывающиеся в ИИ, уже могут делать умных агентов нового поколения, которые работают гораздо лучше и «человечнее», чем надоедливые текстовые чат-боты последних лет.
Год назад мы с выпускниками МИРБИС разрабатывали такого же агента для компании СОНЕКС – и это хороший иллюстратор того, как «живой» опыт можно встроить в цифровую оболочку бренда.
Не самый свежий топик, но если учесть, что больше половины пользователей (это реальные данные российских компаний), прежде чем нажать кнопку «купить» или «зарегистрироваться», сначала читают политику конфиденциальности, а более 20% просто отказываются идти дальше по сайту, если предупреждение о сборе cookies оформлено неудачно, – это уже не просто тренд, а устойчивая тенденция.
Все больше людей воспринимают данные своего цифрового следа как личную валюту. Пользователь понимает, что данные о его поведении в контентном продукте или процессе – это источник прямой прибыли и точных инсайтов для любого бизнеса, влияющих на продукт, маркетинг и бизнес-процессы. Одновременно люди все четче осознают риски, связанные с неаккуратным обращением с этими данными, поэтому компании, которые честно и открыто работают с цифровым следом, будут выигрывать.
Инсайт в том, чтобы не только соблюдать закон, но и иметь заинтересованных пользователей внутри своей структуры. Не абстрактную «цифровую аудиторию», а реальных людей, которых можно вовлекать в создание и продвижение продукта на всех стадиях.
Не так важно, что часть сервисов и инструментов, о которых я говорю, сейчас имеет географические ограничения. Важно, что этот функционал активно развивается во всем мире – а значит, мы тоже там будем.
Для маркетологов любого типа и размера бизнеса один из самых серьезных трендов на этом фоне – очень быстро учиться, осваивать новые инструменты и навыки и не бояться внедрять их в практику, шаг за шагом перестраивая цифровую архитектуру своих брендов.
Григорьев Владимир Николаевич
Ситник Анна Игоревна
12 декабря 2025 года в Школе бизнеса МИРБИС прошел торжественный выпускной вечер, который стал финальной точкой продолжительного образовательного пути для слушателей программ MBA и Executive MBA. В этот день выпускники получили дипломы, официально завершив обучение, и приняли поздравления от руководства и преподавателей школы.
15 декабря 2025 г. в Москве объявили лауреатов ежегодной премии «Эффективное образование», призванной обозначать тенденции, формирующие рынок, и поддерживать компании, создающие решения в области развития образования.
Проектная деятельность до сих пор остается синонимом операционной работы для многих руководителей. Михаил Дубовик, управляющий партнер учебного центра «Проектная ПРАКТИКА» и ведущий преподаватель Школы бизнеса МИРБИС, развеивает это заблуждение и объясняет, зачем бизнесу нужно проектное управление и почему проекты – это не модная пометка в отчетах, а управляемые изменения, от которых зависит будущее компании.
Павел Лебедев, руководитель программы DBA МИРБИС, принял участие в круглом столе МТПП
Проектная команда программы MBA Школы бизнеса МИРБИС провела опрос и выяснила ключевые тенденции в области защиты цифрового контента. Результаты показывают, что подавляющее большинство (более 70%) цифровых контент-мейкеров стремятся защитить свое авторство. Авторы активно осваивают различные способы охраны своего контента, но сталкиваются и с серьезными препятствиями на этом пути.