Фото: Андрей Любимов / РБК
Внедрение технологий в одном отделе приводит к проблемам в другом. Премии сотрудников растут, но бизнес не развивается, и люди уходят. Так сейчас живет большинство компаний в России. Кто виноват, и что делать, разобралась руководитель программы МВА «Управление персоналом» Школы бизнеса МИРБИС Алла Третьякова.
Системная трансформация требует изменения всех управленческих систем: стратегий, процессов, людей и технологий. Но многие компании уповают на цифровизацию, поэтому вкладывают в нее больше деньги, в то время как процессы и методы работы сотрудников остаются прежними.
Вложения не оправдывают себя: табурет с одной ножкой не может быть устойчивым, а развитие только одной стороны не улучшает прогресс всей компании.
Школа бизнеса МИРБИС провела исследование, в рамках которого выявила, на каком уровне развития находятся системы управления в российских компаниях.
Уровни зрелости систем менеджмента
Чтобы отследить, равномерно ли развиваются ключевые параметры внутри бизнеса, используется система уровней зрелости. Перечислю этапы развития систем менеджмента, которые по мере роста обязательно проходит компания.
Уровень формирования. На начальном этапе есть общее понимание целей, но работа не формализована: у процессов нет структуры, за ними не закреплены ответственные. Управление реактивное, действия не согласованы, а на развитие нет ресурсов.
Уровень систематизации. Компания растет, выделяются операционные области и повторяющиеся процессы. Происходит разделение ответственности, задачи упорядочиваются, а экспертиза повышается.
Уровень интеграции. Все подсистемы бизнеса совершенствуются и начинают объединяться, чтобы более сбалансировано развиваться. Процессы регламентируются и упорядочиваются. Реализуется намеченный вектор движения компании, но этот процесс требует времени и дополнительных ресурсов, которые не у всех есть.
Уровень саморазвития. Изменения в одной системе ведут к изменениям в других. Это органичный рост и саморазвитие, когда все системы управления взаимосвязаны и прогрессируют комплексно. Правила и процедуры закреплены и доступны всем участникам. Есть стандарт выполнения работы. Выделяется ресурс на непрерывное развитие и совершенствование систем управления.
Зачем определять уровень зрелости
Оценка уровня зрелости менеджмента позволяет понять, на каком этапе развития находится компания, и какие области требуют большего внимания. Чем сбалансированнее развитие всех подсистем, тем выше устойчивость и эффективность бизнеса.
Исследование МИРБИС показало, что немногие российские компании могут похвастаться высоким уровнем зрелости.
В рамках исследования представителей 126 компаний спросили о том, как устроено в их бизнесе управление стратегией, людьми, процессами и технологиями. Оказалось, что менее 20% компаний имеют высокий уровень зрелости всех подсистем, а остальные фокусируются на управлении технологиями и видят в этом панацею для своего бизнеса.
Анализ ответов показал, что управление стратегией и процессами у большинства из них находится на среднем или низком уровне. Многие российские компании даже не планируют улучшения в этих областях.
По данным на конец 2022 года, 90% компаний внедряли цифровые решения. На сегодняшний день только 30% из них получили ожидаемую эффективность.
Усилия HR-департаментов по развитию и удержанию сотрудников или внедренные цифровые технологии не приведут к желаемому результату без отлаженных процессов. Многие компании признают проблему, но не осознают, что вкладываясь в развитие цифровизации, они «тушат пожар» только в одном месте, но это не спасает ситуацию в целом.
Из-за внешних факторов компании вынуждены меняться системно, точечные изменения не работают. Необходимы взаимосвязанная и сбалансированная модернизация всех подсистем, иначе вложенные ресурсы не дадут результата.
Что мешает выстроить работу с процессами
Проблемы в процессах связаны с управленческой культурой: многие компании эволюционно не смогли перейти на процессное управление. В IT-компаниях оно уже стало нормой, но в производственной отрасли до сих пор доминирует функциональный подход.
Недостаток экспертизы по формированию процессов также играет роль. Не все знают, кто должен управлять процессами и какими инструментами это делать. В российских компаниях эта область управления во многом строится на методе «проб и ошибок». Прямой перенос западного опыта не всегда возможен из-за различий в бизнес-средах.
Еще одна причина — быстро меняющаяся внешняя среда и условия рынка. На фоне постоянных изменений компания должна выработать алгоритм действий для системной трансформации. В логике алгоритма должна быть стратегия — куда движется компания, сформулированы процессы — как она движется, рассчитана потребность в людях и технологиях — ресурсах, которые обеспечивают это движение. Если упустить из вида хотя бы один из этих элементов, намеченное движение реализовать будет невозможно.
Кадровый вопрос и проблемы со стратегией
Рассмотрим пример, как кадровый вопрос вскрыл проблемы со стратегией.
Молодой компании по производству проекционного оборудования нужно было определить необходимые для интенсивного роста бизнеса численность сотрудников и их профиль.
Чтобы определить, какая организационная структура и численность подразделений необходима для достижения цели, нужно было провести анализ текущих процессов и работу по их определению и упорядочиванию.
К этой работе невозможно было приступить до тех пор, пока не было ответа на вопрос о приоритетных направлениях и планах развития компании в краткосрочной (текущих год) и среднесрочной (3 года) перспективе.
На примере этой компании удалось построить алгоритм трансформации в действии:
Сначала - процессы, потом - технологии
Приведу пример, почему нельзя внедрять технологии до настройки процессов.
В крупной сети ресторанов (более 4000 сотрудников) внедряли биометрию для учета рабочего времени линейного персонала, чтобы фиксировать время прихода и ухода по отпечатку пальца. Для этих целей использовался рыночный программный продукт, который уже содержал достаточно полный набор процедур.
Но в процессе внедрения команда столкнулась с необходимостью огромного количества доработок, которые должны были учитывать специфику определенных процессов в этой конкретной компании. Стоимость доработок приближалась к стоимости внедрения.
При более детальном рассмотрении оказалось, что экономнее и эффективнее не дорабатывать программный продукт, а менять процессы внутри компании. То есть, специфика работы конкретной команды легко устранялась путем оптимизации процессов, а также с помощью отказа от всех ручных операций и вовлечения отдельных сотрудников в обработку операций, выбивающихся из общей системы.
Часто в текущих процессах мы можем сталкиваться с исключениями, которые не получается автоматизировать.
Три варианта решения задачи:
1. отказаться от цифрового решения, продолжать работать по старинке и тормозить развитие;
2. потратить дополнительно значительные суммы на доработки с учетом фактического состояния процессов только ради того, чтобы не нарушать новыми технологиями привычный порядок дел;
3. провести подготовительную работу по упорядочиванию и оптимизации процесса, на котором разворачивается цифровое решение и тем самым создать автоматизированную систему с минимальным влиянием человеческого фактора.
В последнем случае результат будет максимально эффективным, но это потребует не только совершенствования процессов и внедрения технологий, но и, в первую очередь, работы с персоналом компании: устранения сложившихся привычек и стереотипов, обучения, мотивации — всего, что называют управлением изменениями. Это нелегко, но такая проработанная планомерная стратегия со временем принесет свои плоды.
Как ликвидировать несогласованность систем
У предпринимателей есть индикаторы, благодаря которым можно понять, что системы не синхронизированы. Они довольно очевидны, но лучше рассмотреть их подробнее.
1. Если введена система премирования по KPI, и все подразделения по итогам года нужные показатели получили, а компания при этом не достигла поставленных перед ней целей.
2. Если какой-то сотрудник давно не отвечает критериям эффективности или, например, не разделяет корпоративную культуру, но компания не может с ним расстаться, потому что только он один знает, как функционирует этот участок работы.
3. Если в целях улучшения результата на одном участке компания внедряет новое технологическое решение, но это приводит к сбоям и падению результатов работы на других.
4. Если компания вкладывает значительные ресурсы в реализацию HR-инициатив (есть и ДМС, и системы мотивации, и спортзал с бесплатным питанием), а текучесть персонала не снижается и особенно ярко проявляется среди новичков.
Все эти признаки говорят о том, что компания пытается реализовать изменения вне системного подхода.
Для обеспечения системной трансформации можно использовать инструменты для фокусировки целей и синхронизации усилий: стратегические сессии, cистему сбалансированных показателей (BSC), управление по целям (MBO), методологии KPI и OKR, модели постановки задач SMART, TOTE (модель, которая помогает описать любое действие), CLEAR (менеджер задач) и т. д. Главное при этом понимать, зачем вы используете все эти инструменты и как вы будете определять полученный результат.
Зрелость систем менеджмента — это ключ к успешной трансформации бизнеса. Сбалансированное развитие всех подсистем обеспечивает устойчивость и эффективность компании.
Для обеспечения успешной системной трансформации компаниям необходимо:
В МИРБИС апробировали новый формат интерактивные занятия «Менторская гостиная прикладных продаж - О сложных продажах просто». Автор и ведущий встречи Алексей Юсов, заведующий лабораторией прикладных продаж и маркетинга Школы бизнеса МИРБИС, эксперт по B2B продажам, предложил участникам разбор реальных кейсов вместо абстрактных схем. Слушатели и выпускники МИРБИС приносили свои бизнес задачи, а вместе с экспертом учились смотреть на продажи как на систему, где маркетинг, коммерческая стратегия и инструменты управления сбытовой функцией работают на один результат. За время гостиной удалось разобрать более десятка кейсов из разных отраслей - от возобновляемой энергетики до FMCG, от малого бизнеса до крупной IT компании.
Он не пахнет кофе, в нем нет open-space и строгих дедлайнов. Но именно здесь, среди стеллажей и коробок, компания каждый день теряет или зарабатывает свои деньги. Наш герой – склад. Почему его игнорируют до последнего? И как технологии меняют «дыру» в логистике на центр прибыли? Об этом говорим с Николаем Сериковым, основателем «Ай Ти Скан», слушателем программы EMBA МИРБИС и экспертом, который превращает склады в умные системы.
Партнеру МИРБИС в Беларуси по реализации программы Executive MBA «Стратегии промышленной интеграции для устойчивого роста» присвоен статус бизнес-школы, сообщили Министерство промышленности Республики Беларусь, Министерство экономики и республиканские СМИ. Что это дает рынку и какой импульс может придать международному сотрудничеству, расскажем в материале.
С 20 по 21 ноября в Высшей школе экономики прошел Форум ДПО 2025, который стал площадкой для разговора об экономике будущего и роли дополнительного профессионального образования. В секции «Бизнес-образование и подготовка кадров для экономики будущего. Бизнес-школы» выступил исполнительный директор Школы бизнеса МИРБИС Федор Федоров, обозначив главные вызовы для бизнес-школ и предложив свои ответы на вопрос, как им расти в условиях неопределенности.
В Москве прошли защиты выпускных квалификационных работ слушателей программы MBA «Стратегический менеджмент», которую Школа бизнеса МИРБИС уже 15 лет реализует совместно с Центром бизнес-образования в Екатеринбурге. Руководители и собственники уральских компаний представили реальные бизнес-проекты: от новой модели продаж промышленного холдинга до инклюзивного жилого комплекса и сервиса премиального ремонта вещей в премиальном сегменте.