В России с каждым годом набирает популярность бизнес-образование по программе профессиональной переподготовки руководителей МВА. Эксперты отмечают, что появились новые интересанты, чей бизнес начал развиваться после изменения структуры рынка. Исполнительный директор Школы бизнеса МИРБИС Федор Федоров рассказал о том, какие тренды в бизнес-образовании сегодня актуальны.
– Для начала небольшой ликбез: в чем отличия MBA и Executive MBA?
– Программа Executive MBA (ЕМВА) ориентирована на состоявшихся руководителей или собственников бизнеса. Это своего рода формирование дорожной карты для дальнейшего развития компании (бизнеса), системный взгляд на них. Обучение в модульном формате носит практический характер, что позволяет слушателям проходить обучение почти без отрыва от управленческой деятельности.
Программа MBA адресована менеджерам среднего звена, предпринимателям, которые хотят выйти на топ-уровень в компании или открыть собственный бизнес, для чего необходимо систематизировать имеющиеся знания в области экономики и менеджмента и получить необходимый инструментарий.
– Школ, предлагающих программы Executive MBA, не больше десятка. В чем ваше преимущество?
– В первую очередь, это преподавательский состав. Около 90% из них – практики, бизнес-консультанты, методологи и тренеры. Они не только владеют академическими знаниями, но и имеют опыт руководства в реальном бизнесе. Большую роль играет отбор будущих слушателей: для нас важно, чтобы у руководителей была мотивация к обучению, желание искать новые подходы к решению управленческих задач. Как правило, мы набираем группу ЕМВА не более 20–25 слушателей.
– Появились ли новые программы в связи с новыми вызовами внешней среды?
– Безусловно, однако и во флагманских программах мы усилили некоторые акценты, отвечая на запросы рынка. К примеру, сейчас наблюдается огромный рост интереса к операционным процессам – в части решения задач импортозамещения, логистики, перестройки бизнес-процессов, обеспечения их бесшовности. В нестабильной среде особенно важно, чтобы разные уровни менеджмента одинаково верно понимали информацию, чтобы не тормозили ее потоки.
С другой стороны, руководители утвердились в мысли, что невозможно вечно находиться «в пожаре», надо думать и о стратегии – смене рынков и каналов поставок, изменениях клиентских предпочтений, долгосрочных взаимоотношениях с социумом, государством, экосредой.
Некоторые факультативные темы перешли в основные – например, well-being, подход к корпоративной культуре и благополучию сотрудников, который помогает решать проблемы выгорания, мотивации. Почему-то до сих пор есть миф, что well-being – это дорого, однако это направление может быть малозатратным. Это спорт, забота о здоровье, комфорт на рабочем месте, внимание к достижениям каждого сотрудника, а также – прозрачные объяснения новых задач, перемен в бизнесе, сложностей и перспектив. Последние годы принесли много стресса, и бизнес начал уделять внимание психическому здоровью сотрудников.
– Видение четкого вектора отношений с государством и обществом – тоже новая тенденция?
– Несомненно, поэтому мы расширяем темы ESG, подразумевающие экологичность, социальную ответственность, высококачественное корпоративное управление – элементы, которые соединяются в понятие «устойчивое развитие». Действительно, актуализировалась потребность в контактах с государственной властью, с профессиональными сообществами, в поддержке усиленных внешних коммуникаций с этими партнерами. И в наших программах эти акценты стали ярче.
– Вы проходили аккредитацию в Национальном аккредитационном совете делового и управленческого образования. Что это дает школе?
– Во-первых, обеспечивает отличную возможность для школы провести самоаудит, посмотреть, что мы сделали, насколько актуальны и клиентоцентричны наши программы. Во-вторых, дает ценное общение серьезных экспертов по отдельности с преподавателями, учениками, руководителями. Это помогает выяснить узкие места и точки роста, свести разнообразные данные и получить целостное представление о системности и ресурсности школы.
НАСДОБР – профессиональное объединение, созданное ведущими управленческими и отраслевыми ассоциациями, и рекомендации от него, конечно, позволяют выйти на новый уровень. Для нас это особенно важно, поскольку в самой нашей стратегии «зашито» развитие в соответствии с динамикой рынка.
– Какие важные мероприятия МИРБИС готовит в новом деловом сезоне?
– 7 декабря у школы день рождения, и ближе к этой дате мы проведем научную конференцию по теме трендов в управлении бизнесом и его связи с социумом. Мы небольшая школа, и тем не менее в ближайшей перспективе начнем уделять больше внимания науке. Сегодня наши преподаватели ведут исследования, публикуются в научных журналах, у МИРБИС есть свой журнал «Вестник МИРБИС», включенный в перечень ВАК. Кроме того, МИРБИС – один из организаторов международной научно-практической конференции «Фотинские чтения», созданной для взаимодействия науки, бизнеса, государства и общества.
В сентябре состоится управленческая конференция, на которую, кроме слушателей и партнеров, мы пригласили наших выпускников, чтобы поддержать тех, кто находится в глобальной экосистеме нашей школы.
Мы запустим новые программы переподготовки в линейке квалификационных степеней, дополнительно к МВА и Executive МВА, а еще – специальную программу для молодого поколения, проще говоря, тинейджеров, которым расскажем доступным языком про ключевые аспекты ведения бизнеса с точки зрения пользы для себя, социума и государства. На это есть большой запрос от выпускников, у которых дети как раз этого возраста, и они хотели бы встроить их в связку образования и бизнеса. С другой стороны, и мы будем знать, чего ждать через десять лет, когда зумеры придут к нам за бизнес-образованием. Для нас это большая мотивация!
Алексей Юсов, Заведующий лаборатории прикладных продаж и маркетинга школы бизнеса МИРБИС представил методологию и чат-бота для формирования ценностных предложений и аргументации в B2B-переговорах. В пилотной эксплуатации с 19 мая по 29 июля 2025 года инструмент протестировали 116 специалистов, проведя 166 сессий. По итогам апробации время подготовки персонализированной аргументации сократилось на 60%, а средняя оценка полезности составила 8,8 из 10, NPS достиг +62,5, что показывает готовность решения к масштабированию. Исследование опубликовано в журнале “ Маркетинг и маркетинговые исследования”.
Группа Executive MBA (ЕМВА-54) начала обучение по интенсивному курсу профессиональной переподготовки «Стратегии и лидерство в бизнесе» в удобном формате «Пятница-воскресенье / 1 раз в месяц».
22 октября в Школе бизнеса МИРБИС прошла панельная дискуссия «Совет директоров: роль, компетенции, возможности», организованная МИРБИС совместно с Kontakt InterSearch и клубом Business Odyssey. Почти сотня руководителей, предпринимателей и выпускников обсудили, как работает совет директоров изнутри, где проходит граница между стратегическим надзором и операционным управлением, как в него попасть и какие компетенции сегодня ценятся больше всего.
21–23 октября 2025 года команда Школы бизнеса МИРБИС приняла участие в 12-й конференции Responsible Management Education Research Conference (RMERC), прошедшей на факультете организационных наук Белградского университета (FON, Сербия). В программе выступили доктор экономических наук, руководитель программы DBA, профессор бизнес-практики МИРБИС Павел Лебедев, три слушателя программы DBA с докладами по своим исследованиям и ведущий преподаватель программы DBA Евгения Богатова. Команда МИРБИС не только представила результаты исследований, но и выступила соорганизатором одного из самых масштабных треков и специального мероприятия конференции.
Преподаватели и эксперты Школы бизнеса МИРБИС регулярно делятся экспертизой с широкой аудиторией. Именно поэтому Николай Мясников, руководитель программы Executive MBA и основатель бизнес-клуба «Business Odyssey», выступил на New Retail Forum 2025 в конгресс-центре «Альфа». Дискуссия «Финансовая устойчивость: сокращаем риски, поддерживаем продажи» собрала практиков e-commerce и топ-менеджеров, которым важно не просто «держаться на плаву», а находить точки роста в сложной экономике.