6 декабря в МИРБИС прошла защита интегрированных предпринимательских проектов группы MBA-388. Слушатели представили свои бизнес-идеи комиссии из трех экспертов Школы бизнеса. Строгий тайминг, волнение и инсайты от опытных маркетологов и специалистов по продажам были в каждой презентации.
Как это часто бывает в МИРБИС, проекты оказались совершенно разными по тематике. В рамках четырех финальных защит (и одной промежуточной предзащиты) прозвучали пять бизнес-инициатив: бренд городской мотоэкипировки, агентство, помогающее компаниям выходить на международные рынки (в работе над исследованием целевой аудитории этому проекту ассистировала проектная команда МИРБИС), приложение для мониторинга здоровья пожилых родителей через гаджеты, сервис, помогающий fashion-брендам создавать собственные онлайн-магазины одежды, и, пожалуй, самый красивый проект дня – семейная винодельня, запомнившаяся яркой эмоциональной презентацией.
В состав комиссии вошли настоящие мастера маркетинга и продаж, поэтому выступления участников они оценивали прежде всего с точки зрения позиционирования, дифференциации от конкурентов и реального влияния проектов на будущие доходы. Команда МИРБИС внимательно прослушала все доклады и после мероприятия поговорила как с авторами проектов, так и с экспертами комиссии. Ниже – их впечатления из первых уст.
Даниил Муретов (MBA-388):
«Наша задача – сделать одежду, в которой с утра вышел из дома, сел на мотоцикл, доехал до работы и потом весь день комфортно в ней проходишь, не переодеваясь. Это исключительно городская мотоэкипировка. Проект очень нишевый, и у меня нет цели понравиться всем на защите. Мне интереснее реализовать его в жизни – развивать совместный с братом бизнес. Надеюсь, со временем практически все городские мотоциклисты смогут оценить такую экипировку: это один из видов защиты, который должен быть у каждого для комфортной езды по городу. Будем расширять линейку, чтобы предложить больший ассортимент через 10 лет», – рассказал Даниил.
Юлия Михайльская (MBA-388):
«Самое сложное, скорее всего, – продвижение, нужно суметь выделиться из массы всего, что предлагают, показать свою яркую фишку. И, конечно, в первую очередь нужно найти инвестиции. У нас много идей, хорошая техническая составляющая, мы даже понимаем, как привезти необходимые гаджеты из Китая, но вопрос – где взять на все это деньги и как потом продать продукт как уникальный», – делится Юлия. В идеальном сценарии, по ее словам, через 10 лет сервисом «Рядом» смогут пользоваться до 50% российских пенсионеров.
Анна Капралова (MBA-388):
«Мне кажется, наш проект за этот год прошел настоящую “афганскую войну” – нас столько раз челленджили на разных этапах подготовки! Мы очень сильно трансформировали идею: из консалтинга, где мы просто предоставляли бы отчеты, решили продавать нашу экспертизу в формате методологии. Это было сложно и необычно, и очень сложно было “продать” эту идею. Но, надеюсь, у нас получилось сегодня убедить экспертов», – рассказала Анна.
Ольга Щедро (MBA-388):
«Сегодня была не защита, а предзащита, и мы почувствовали критичную, но очень полезную реакцию комиссии. Нам очень понравились рекомендации экспертов – было действительно ценно получить внешнюю экспертизу. Мы уже зафиксировали все советы и планируем их прорабатывать: действительно важно детально сегментировать рынок, клиентов, бизнес-процессы. Надеемся, что к финальной защите подойдем максимально готовыми – уже без лишнего волнения, более уверенные в себе и в том, что дополнительно исследовали рынок», – отметила Ольга. Несмотря на строгую критику, она верит в успех своего проекта: «Конечно, наша “лавка брендов” выстрелит! У нас уже есть опыт, компетенция, ресурсы – остается только развиваться, масштабироваться и добиваться успеха. Это наша точка роста».
Валерия Каюмова (MBA-388):
«Да, конечно, мы верим в свой проект. Вы правы, когда говорите, что на данном этапе это не про деньги, это про мечту, идею – то, что драйвит наших основателей. Это семейная винодельня, где можно будет на своей ферме встретить старость и получать от этого удовольствие. Но в любой мечте должны быть и финансовые аспекты, поэтому мы им уделяли сегодня большое внимание. Даже с точки зрения финансов наш проект имеет право на жизнь: и рентабельность высокая, и возврат инвестиций довольно быстрый – несмотря на то, что проект долгосрочный», – поясняет Валерия. Комиссия обратила внимание, что виноградарство требует гораздо большего горизонта, чем привычные бизнес-проекты, и поинтересовалась, готова ли команда к рискам. «Да, мы готовы, и оцениваем все риски, присущие этому бизнесу, – подтверждает Валерия. – В том числе погодные риски, возможность неурожайного года. Все эти риски заложены в проект, мы стараемся их смягчить – в том числе за счет коллабораций с другими производителями и развития этнотуризма. Возможно, винодельческий бизнес – не самый надежный, но, опять-таки, это мечта».
Алексей Юсов, заведующий лабораторией прикладных продаж и маркетинга Школы бизнеса МИРБИС (эксперт по B2B-продажам):
«Проекты хороши тем, что есть возможность посмотреть на ситуацию со стороны. Когда команда сама готовит проект, они живут в режиме: “Ой, классно придумали, сейчас мы это все быстро реализуем”. Эксперты же могут немного развернуть команду и показать: посмотрите сюда, сюда и сюда – где усилить. Логика очень простая: чтобы проект реализовался, он должен зарабатывать деньги. Он должен принести деньги инвесторам, окупиться, принести прибыль. Если проект делается ради денег, то лучше воспользоваться всеми нюансами, которые эксперты рассказали и показали – они точно увеличат эффективность».
Также Алексей воздержался от прямого выбора лучшего проекта:
«Мне кажется, все проекты одинаково уникальны, просто находятся на разных стадиях доработки. Кто-то более увлечен в проект, кто-то менее. На короткой презентации можно лишь увидеть вовлеченность и любовь самих слушателей к своему делу. А лучший проект, как всегда, покажет время: тот, который через 10 лет даст максимум монетизации, тот и будет лучшим».
Наталья Буряк, директор по маркетингу компании «Юнигрин Энерджи»:
«Это был классный день. Сегодня, как всегда, защита проектов – это новые идеи, вдохновение и обмен опытом. Мы прослушали пять проектов. Они все про разные направления бизнеса, разной степени проработки. Кто-то пойдет с этими проектами в реализацию, кто-то рассматривает их просто как учебный проект. Опыт – колоссальный, все было классно!»
Растам Сагидтинов, директор по маркетингу компании «Venezia Stone»:
«На мой взгляд, самый проработанный проект – это про агентство по развитию экспорта. А в целом, как защищаются слушатели? Есть конструктивная критика, есть куда расти, потому что часто не хватает системности, не хватает слаженности, уверенности в том, что рассказываешь. Нет цельного рассказа очень часто, не видно его. Понимаю, что некоторые ребята меняли проекты по ходу обучения, и не всегда успевали глубоко проработать – ты сам не успеваешь “вжиться” в проект. Там, где ребята глубоко-глубоко проработали (тот же винный проект, то же агентство) – это прямо чувствуется. Поэтому могу порекомендовать: прорабатывать все максимально глубоко, до уровня процессов. Можно это и не рассказывать со сцены, но обязательно надо проработать до презентации – чтобы на защите уже звучать уверенно, системно и понятно».
Разнообразие идей, живая дискуссия и ценные рекомендации от экспертов – так прошла защита предпринимательских проектов слушателей группы MBA-388 в бизнес-школе МИРБИС.
5-го декабря в Доме Правительства Московской области прошла торжественная церемония Единого выпуска слушателей Президентской программы 2025 года.
В чем сила руководителя – в жесткости или доверии? Почему «родительская» роль, проявляющаяся в заботе и обучении, в команде способна дать бизнесу гораздо больше, чем контроль и давление? Об этом мы поговорили с Виталией Аветовой, главой психологического делового клуба Nil Admirari и преподавателем по развитию эмоционального интеллекта в МИРБИС.
Школа бизнеса МИРБИС и компания «Сады Придонья» обучат 20 ведущих руководителей компании.
В МИРБИС апробировали новый формат интерактивные занятия «Менторская гостиная прикладных продаж - О сложных продажах просто». Автор и ведущий встречи Алексей Юсов, заведующий лабораторией прикладных продаж и маркетинга Школы бизнеса МИРБИС, эксперт по B2B продажам, предложил участникам разбор реальных кейсов вместо абстрактных схем. Слушатели и выпускники МИРБИС приносили свои бизнес задачи, а вместе с экспертом учились смотреть на продажи как на систему, где маркетинг, коммерческая стратегия и инструменты управления сбытовой функцией работают на один результат. За время гостиной удалось разобрать более десятка кейсов из разных отраслей - от возобновляемой энергетики до FMCG, от малого бизнеса до крупной IT компании.