Почему власти отложили треть расходов бюджета на конец года и повлияет ли это на инфляцию? Комментарий Аллы Чаловой

Дата публикации:
49
0
В статье

Алла Чалова, канд. экономических наук, преподаватель Школы бизнеса МИРБИС 

Неритмичность исполнения расходов федерального бюджета, равно как и остальных бюджетов бюджетной системы России – типичная ситуация, характерная не только для 2024 года. Так, средний процент неисполненных к началу IV квартала расходов федерального бюджета за последние 8 лет составляет 34-34,5% (исключение наблюдалось в 2022 году, когда по итогам января-сентября не было исполнено более 37% расходов). 

Связано это в основном с необходимостью оплаты государственных контрактов, расчеты по которым должны быть завершены в декабре, выплатой заработной платы, включая компенсационные выплаты по итогам года, денежного содержания и пенсий, в том числе за январь следующего года, перечислением межбюджетных трансфертов, расходы по которым осуществляются в соответствии с законодательством. 

Кроме того, существенное влияние на перенос более трети бюджетных расходов на IV квартал связано с внесением в течение финансового года значительных изменений в сводную бюджетную роспись расходов, в результате чего нагрузка на главных распорядителей средств бюджета по исполнению расходов возрастает. 

Так, в сравнении с утвержденными в первичном законе о бюджете расходами их объем был увеличен в 2022 году на рекордные 8,2 трлн руб., в 2023 и 2024 годы соответственно на 3,9 и 2,7 трлн. Прежде всего, вносимые изменения, начиная с 2022 года, обусловлены сложившейся геополитической ситуацией. Все это требует от бюджетополучателей повышенной оперативности в освоении увеличенных бюджетных ассигнований, большая часть из которых по времени как раз и приходится на последний квартал года. 

Отсюда и рост объемов расходов, приходящихся на IV квартал: если в 2022 году он составлял 11,2 трлн руб., в 2023 г. – 11,6 трлн. руб., то 2024 год планирует стать рекордным по объему необходимого освоения средств за 3 месяца – 13,3 трлн руб. 

Однако в этом году настораживает снижение темпов кассового финансирования к декабрю месяцу: по итогам исполнения федерального бюджета за январь-ноябрь в декабре предстоит освоить 6,3 трлн руб. (или более 16%) расходов, что является одним из самых высоких абсолютных, но не относительных показателей – рекорд был установлен в 2022 году, когда на декабрь в связи с изменениями в бюджетном процессе на декабрь пришлось почти 23% расходов федерального бюджета. 

Больше всего в 4 квартале приходится на финансирование межбюджетных трансфертов (более 3 трлн руб.), закупку товаров и услуг для государственных и муниципальных нужд (2,3 трлн руб.), включая оплату оборонных контрактов, выплат персоналу в госучреждениях -свыше 1,6 трлн руб., а также субсидий юрлицам (0,8 трлн руб.) и бюджетным и автономным учреждениям (0,6 трлн руб.) 

Обратной стороной такой практики является резкий рост инфляции в начале следующего финансового года ввиду «вброса» в экономику значительного объема денежных средств, а также рост объемов неосвоенных бюджетных ассигнований: в 2022 году они составили 796 млрд руб. или 2,5% к общим расходам, в 2023 году – 603,5 млрд руб. или 1,8% от всех расходов. 

Будем надеяться, что 2024 году не будет принадлежать антирекорд по неосвоенным федеральным.

Материалы по итогам проведения:
Ближайшие мероприятия
Организационное поведение и лидерство для топ-менеджеров

Организационное поведение и лидерство для топ-менеджеров

19 июля 2025
20 ак. часов
Инструменты корпоративного финансирования

Инструменты корпоративного финансирования

19 июля 2025
16 ак. часов
Управление на основе анализа больших данных

Управление на основе анализа больших данных

19 июля 2025
24 ак. часа
0

Еще интересное в нашем Блоге

«Мой диплом рецензировал Сергей Жуков из "Руки вверх"…»

С 10 по 12 июля в МИРБИС прошла защита слушателей программы MBA.
#МВА #Производственный менеджмент и операционная эффективность #ИТ-менеджмент #Стратегический маркетинг #Стратегический менеджмент #Финансовая стратегия компании #Управление персоналом
71
1
Телеграм
ЛЕНТА
Бунт бариста в Starbucks: некомпетентность СЕО или лень сотрудников? В Starbucks ввели новую внутреннюю политику: бариста теперь должны вручную писать на стаканчиках доброжелательные фразы вроде «Хорошего дня!», «Приходите еще», «Наслаждайтесь». Новый CEO Брайан Никкол хочет вернуть ту самую уютную атмосферу 90-х, когда за чашкой латте человек ощущал тепло и внимание.Но сотрудники восприняли нововведение в штыки. В час пик на счету каждая секунда, и добавлять к процессу обязательные надписи, значит, усложнить и без того напряженную работу. А за отказ угрожают дисциплинарными мерами.Внешне идея кажется хорошей: чуть добавить «человечности» в автоматизированный, холодный ритм города. Но под вопросом сама искренность. Можно ли передать теплое пожелание, если к этому принудили?___________Часто такие инициативы могут «буксовать» не потому, что идея плоха, а потому что некорректно внесены изменения в рабочий процесс. Невозможно транслировать заботу о клиентах, если внутри команды царят принуждение и раздражение. Эмпатия к потребителю не работает без эмпатии к тем, кто этот сервис обеспечивает.
МИРБИС — информационный партнер Форума информационных технологий InfoSpace18 июля в Центре событий РБК пройдет Форум информационных технологий InfoSpace, на котором ведущие эксперты, представители власти, бизнеса и научного сообщества обсудят ключевые направления цифрового развития России. Центральной темой форума станет «Цифровая триада: государство, бизнес и наука — код будущего». Участники пленарного заседания обсудят, как выстроить гармоничный баланс между внедрением инноваций, обеспечением кибербезопасности и эффективным регулированием цифровых сервисов. В центре внимания окажутся вопросы доверия пользователей к новым ИТ-решениям, создание кадрового резерва для цифровой экономики, развитие отечественных технологий и формирование устойчивого «цифрового суверенитета» России на горизонте 2025-2030 годов.В программе форума также стратегические сессии о безопасности данных, развитии финтеха, цифровизации промышленности, трансформации ритейла и маркетинга под влиянием искусственного интеллекта.Финальным событием станет Visionlab — открытое пространство для честного разговора с предпринимателями-визионерами о том, как ИИ изменит бизнес, общество и человеческий капитал в ближайшие десять лет.В числе приглашенных спикеров — министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Максут Шадаев, президент РСПП Александр Шохин, заместитель министра промышленности и торговли РФ Василий Шпак, директор по квантовым технологиям госкорпорации «Росатом» Екатерина Солнцева и другие ведущие эксперты.
Как Michelin увеличила продажи шин, создав туристическую мотивациюКогда спрос на шины был крайне низким, братья Мишлен выбрали нестандартный подход: они не стали усиливать рекламу продукта. Вместо этого они создали путеводитель.Michelin Guide включал карты, рекомендации по обслуживанию автомобилей, инструкции по замене шин, а также списки ресторанов и гостиниц. Путеводитель распространялся бесплатно через мастерские и шиномонтажные центры.Логика их кампании была следующей: если у людей появится мотивация к поездкам, они начнут больше ездить. А значит, быстрее изнашивать шины и покупать новые.Со временем путеводитель стал самостоятельным направлением бизнеса. Сегодня Michelin известна во всем мире не только как производитель шин, но и как создатель авторитетной ресторанной системы оценки.Продвижение продукта не всегда связано с его прямой продажей. Иногда гораздо эффективнее создать такие условия, при которых желание купить продукт возникнет само собой. Кроме того, если компания разрабатывает дополнительную инфраструктуру или усиливает интерес к своему продукту, то она не только повысит спрос, но и укрепит свои позиции на рынке. Такой подход требует стратегического мышления, но в конечном итоге он поможет построить доверительные отношения с клиентами и сделает бренд частью их образа жизни.