Роман Кубанев: Я вновь пережил волнительный опыт обучения

Аптечное дело – не типичный бизнес. В фармбизнесе действуют свои законы – как моральные, так и государственные. Здесь не черный рынок – государство четко регламентирует правила игры в ценообразовании. Поэтому миф о том, что аптекари наживаются на боли простых людей, взвинчивая цены на лекарства, – полный бред
Дата публикации:
94
1
В статье
Автор:
Погонина Анна

Погонина Анна

Менеджер по маркетинговым коммуникациям Школы бизнеса МИРБИС

Есть в этом мире куча заблуждений. Например:


  1. Дед Мороз существует.

  2. Запятые в предложении нужно ставить так, как заблагорассудится.

  3. «Ваш звонок очень важен для нас» - правда. То же самое про «Нам важно знать Ваше мнение».

  4. Аптечный бизнес похож по прибыльности на торговлю оружием, а с моральной точки зрения – на наркоторговлю.

  5. Если ты в бизнесе много лет, тебе совершенно незачем идти куда-то учиться. Ты и так все знаешь.


И если первые три пункта – это безусловные заблуждения (хотя я скорее поверю в Деда Мороза, чем поверю бездушному роботу-оператору), то с последними двумя утверждениями многие, возможно, даже согласятся. А это самые страшные в мире стереотипы.

И с этим я сталкиваюсь всю свою сознательную жизнь.

«Фармия»

Аптечное дело – не типичный бизнес. В фармбизнесе действуют свои законы – как моральные, так и государственные. Здесь не черный рынок – государство четко регламентирует правила игры в ценообразовании. Поэтому миф о том, что аптекари наживаются на боли простых людей, взвинчивая цены на лекарства, – полный бред. По крайней мере для меня и моей аптечной сети «Фармия», здоровье и счастье наших покупателей всегда были на первом месте. А зарабатывание денег – это, конечно, хорошо, но не это главное в жизни и даже в бизнесе. Наше кредо – быть открытыми для всех. Только так можно расти и развиваться, не теряя при этом доверия клиентов. И так было всегда.

Наша аптечная сеть существует уже более 20 лет. А начиналась она с одного маленького аптечного пункта на окраине города. И, конечно, вначале это был скромный семейный бизнес. Но в те годы не нужно было париться по поводу маркетинга, стратегии и корпоративной культуры. Дефолт пережили – уже хорошо!

Когда я стал руководителем сети, моего азарта и базового набора знаний хватило, чтобы расширить сеть и стать одним из лидеров в городе. Тогда я поставил себе цель – сделать «Фармию» крупнейшей аптечной сетью в ЦЧР. С каждым годом количество аптек росло, а очередное помещение становилось тесным для растущего штата офисных сотрудников.

Но времена менялись: расширялись возможности, клиент становился требовательным. Само понятие «аптека» поменялось. Аптекой начали постепенно называть не место, где можно купить только зеленку, бинт и цитрамон (ну максимум, еще зубную пасту), а место, где можно купить все, что сделает тебя и твою семью здоровыми. А значит – счастливыми!

И наконец мы ожидаемо столкнулись с двумя проблемами. Первая – емкость рынка начала неуклонно уменьшаться, а конкуренты становились все «злее». Вторая – поиск путей дальнейшего развития в условиях конкуренции требовал решительных, небанальных мер. Личного опыта и знаний, естественно, уже не хватало. И поэтому в моей жизни и в жизни «Фармии» возник…

МИРБИС

Я вновь пережил волнительный опыт обучения. Хотя, в зрелом возрасте и с таким набором «одногруппников» такое обучение отличается от того, что было в вузе. Здесь и атмосфера совершенно другая, и предметы гораздо более серьезные, и ответственность гораздо выше.

Это магическая аббревиатура дала мне многое. Несмотря на свой опыт в бизнесе, я, как выяснилось, очень многого не замечал или не придавал значения. Кем бы ты ни был, сколько бы ты аптек/заводов/пиццерий ни открыл – ты не знаешь ровным счетом ничего, кроме того, что видел. И ты каждый раз слепо полагаешься на свой опыт и не расширяешь своих знаний, а следовательно – возможностей. А в мире бизнеса есть очень много законов и правил, порой самых простых, их нужно просто увидеть. И для этого и нужны такие школы, как МИРБИС. А это уже решение того самого пятого заблуждения – короче, см. выше.

МИРБИС помог мне систематизировать все знания, переосмыслить опыт, научиться ставить цель и четко к ней идти.

Результат

Постепенно я стал переносить этот опыт на «Фармию» и другие проекты, которыми занимается наша команда. «Воронежский марафон» стал организатором самых крутых и массовых беговых соревнований в городе. А старая общественная баня преобразилась в полноценный мужской клуб с парными, фудкортом и неповторимой атмосферой.

А «Фармия» взяла курс не на повышение представительства, а на повышение эффективности бизнеса. Мы стали развиваться, не «поднимая целину», а улучшая уже имеющиеся ресурсы, приумножая их.

И первые плоды можно смело пожинать уже сейчас – «Фармия» стабильно входит в ТОП-100 аптечных сетей страны и в ТОП-3 по ЦЧР.

И на этом этапе, поняв, что наша команда способна с помощью своих разработок шагнуть на следующий этап развития, мы открыли для себя новое направление работы – партнерская программа, она же «франшиза». Совместно с фармгигантом – Эркафарм – мы создаем новую платформу для аптечных сетей, благодаря которой мы объединяем единомышленников и помогаем развиваться. Даже тем, кто еще недавно не мечтал не о развитии, а о выживании на фармрынке.

Те знания, которые я получил в МИРБИСе, поистине открывают новые возможности. Планов – огромное количество, и я уверен, что этих знаний хватит на их реализацию.

 

Мероприятия и программы по теме:
[Executive MBA]
Презентация программ MBA & EXECUTIVE MBA Презентация программ MBA & EXECUTIVE MBA Презентация программ MBA & EXECUTIVE MBA

Презентация программ MBA & EXECUTIVE MBA

4 июня 2025
2 часа
Research & Faculty Talks: диалог об идеях, исследованиях и преподавании

Research & Faculty Talks: диалог об идеях, исследованиях и преподавании

6 июня 2025
ИИ-прорыв: революция корпоративной эффективности

ИИ-прорыв: революция корпоративной эффективности

9 июня 2025
40 ак. часов
#Executive MBA
#Менеджмент предпринимательских и корпоративных проектов
1

Еще интересное в нашем Блоге

Телеграм
ЛЕНТА
HR-Аналитика для бизнес-решений 2025VII HR-конференция + обзор HR-Tech решенийЕсли вы хотите принимать обоснованные управленческие решения в HR, начните с главного — с измерений. Сегодня эффективность HR-функции напрямую влияет на устойчивость бизнеса, а аналитика становится тем инструментом, который помогает не просто наблюдать, а действовать.Именно этому будет посвящена VII HR-конференция «HR-Аналитика для бизнес-решений 2025», информационным партнером которой выступает школа бизнеса МИРБИС. Это мероприятие объединит экспертов и практиков в области управления персоналом, которые ежедневно используют данные для решения конкретных задач: от найма и удержания сотрудников до построения стратегий роста.Основные темы конференции:
Как меняются наука, преподавание и бизнес. Приглашаем на открытую дискуссию 6 июняResearch & Faculty Talks — это встреча для преподавателей и исследователей, которым важно делиться опытом, находить новые идеи, подходы и профессиональные связи. 6 июня в 17:00 приглашаем на заключительное мероприятие научно-методического цикла семинаров. Участников ждет живая дискуссия об изменениях академической среды, исследовательских практик и содержания преподавания.В программе три тематические секции:
Зачем бренды возвращаются в офлайн, и как мерч становится инструментом доверия в 2025? Когда digital-каналы перегружены, а внимание аудитории рассеяно, бренды ищут новые способы выстраивать контакт. Один из самых эффективных — физический маркетинг
В честь Дня российского предпринимательства представим себе 2342 год.На Марсе уже есть университеты, винодельни, свекольные поля и студии ландшафтного дизайна. Люди перемещаются по воздуху в индивидуальных капсулах с нейронавигацией. А еду доставляют дроны за три минуты. Звучит фантастически? Безусловно.Но так же когда-то думали о смартфонах, 3D-принтерах, каршеринге и нейросетях. Они появились не потому, что кто-то однажды отдал распоряжение, а потому, что нашлись люди, которые увидели возможность и начали действовать.Ученые создавали открытия. Инженеры — технологии. А предприниматели искали применение, находили смелость и брали на себя риск. Именно они соединяли ресурсы, запускали процессы, превращали идею в работающий продукт. 
Одно из лучших антикризисных решений. Кейс Johnson & JohnsonВ 1982 году бренд, оказавшийся в эпицентре скандала — это Tylenol от Johnson & Johnson. Многие были уверены, что компания обречена, и ничто не поможет вернуться продукции на полки аптек. Руководство компании выбрало не самый легкий путь, но именно тот, который сработал. Вместо попыток оправдаться или уйти в тень команда сделала ставку на главное: открытость, скорость и ответственность перед людьми. Даже несмотря на то, что в произошедшем не было их вины.Вот какие шаги они предприняли: ✅ Обратились к населению через СМИ с просьбой воздержаться от приема препарата до окончания расследования. ✅ Добровольно отозвали с рынка более 31 миллиона упаковок на сумму около 100 миллионов долларов. ✅ Разъяснили в публичных заявлениях, как устроена система контроля качества, и почему яд не мог попасть в продукт на стадии производства. ✅ Объявили о денежном вознаграждении за поимку преступника. ✅ Разработали новую форму упаковки с защитной пломбой (в дальнейшем это стало отраслевым стандартом) ✅ Запустили программу замены старых упаковок на новые, безопасные (акция обошлась бренду в миллионы долларов) ✅ Провели масштабную информационную кампанию: новая реклама, купоны, разъяснительная работа с врачами и аптеками.
Фальсификация продукта и репутационный крах: кейс для дискуссии о кризисном менеджментеНачало 1980-х. В аптеках США продается один из самых популярных безрецептурных препаратов в стране. Его принимают миллионы, ему доверяют, он занимает 35% рынка анальгетиков и приносит компании значительную часть выручки.Но вдруг прием препарата начинает приводить к летальному исходу. Новость о 7 погибших, а также обнаруженных в таблетках цианиде и стрихнине молниеносно попадает на первые страницы всех СМИ и вызывает панику у населения.  Позже выясняется, что компания не причастна к отравлениям. Но продукт уже под подозрением, бренд — под ударом, доля на рынке с 37% сократилась до 7%, стремительно упали продажи не только этого препарата, но и других, производимых этой компанией. Как вы думаете, какие управленческие решения приняла компания? И что бы сделали вы в подобной ситуации?  — Отозвали бы партию, весь продукт или дождались бы расследования?— Рискнули ли бы отстоять марку или пошли в ребрендинг?— Сделали бы приоритетом операционные показатели или сосредоточились на ценностях компании и пошли бы навстречу потребителям?
МИРБИС выступит информационным партнером конференции «МСФО и управленческий учет — 2025»С 28 по 30 мая пройдет 19-я практическая конференция «МСФО и управленческий учет — 2025». Бизнес-школа МИРБИС выступит информационным партнером мероприятия, организованного издательством «Методология». Конференция соберет ведущих экспертов и практиков в области МСФО и управленческого учета. В программе сессии в формате «услышал — внедрил», панельные дискуссии и обмен реальными кейсами.30 мая на специальной сессии для нефинансовых организаций выступят эксперты МИРБИС:
Ближайшие мероприятия в МИРБИС:
Live stream started
Преподаватели рекомендуют Сегодня читаем и смотрим по рекомендации Павла Лебедева, д.э.н., профессора бизнес-практики, руководителя программы DBA МИРБИС.Сюжеты из книг и фильмов — это готовые кейсы: как герои преодолевают кризисы, выстраивают альянсы или теряют все из-за слепой уверенности. Почти в каждой «художке» можно найти схемы переговоров, управленческие ловушки или алгоритмы решений. И узнать, как персонаж собирает команду из «ничего», мотивирует без бюджета или превращает поражение в трамплин.
Навыки растут. Зарплата — не всегда? ВЦИОМ опубликовал результаты всероссийского исследования, в котором приняли участие работающие россияне из всех федеральных округов. Опрос показал, как за последние 20 лет изменилась роль профессиональных навыков в карьере, доходах и востребованности на рынке труда.Результаты свели в три ключевых индекса:
Выпускница МИРБИС Анастасия Родина возглавила HR-направление в М.Видео-Эльдорадо
Ближайшие события в МИРБИСС новыми силами врываемся в рабочую неделю
А какую стратегию вы выбрали для первых рабочих дней?Anonymous Poll46% - Сразу включился/включилась в задачи без раскачки23% - Начал/начала с разбора почты и приоритизации3% - Сфокусировался/сфокусировалась на одном крупном проекте18% - Работаю в облегченном режиме — адаптируюсь3% - Пока больше слушаю команду, чем делаю7% - А я еще отдыхаю
Почему после майских праздников сложно вернуться к работе, и что с этим делать руководителюМайские выходные дают сотрудникам долгожданную передышку. Но чем продолжительнее этот перерыв, тем заметнее у некоторых из них потом снижение фокуса, темпа и мотивации. Вместо бодрого старта многие возвращаются в офис с пониженным тонусом и внутренним сопротивлением.Причин несколько
Дорогие друзья!Поздравляю вас с самым светлым и значимым праздником весны — Днем Победы. Мы встречаем его с благодарностью, гордостью и волнением, вспоминая подвиг тех, кто отстоял свободу и мир на нашей земле.Этот день напоминает нам о силе духа, самоотверженности и единстве нашего народа. Память о Великой Победе — святой долг каждого. Мы обязаны хранить ее как историю доблести, патриотизма и мужества, передавая из поколения в поколение.9 Мая мы не только вспоминаем события той страшной войны, но и осознаем, что значит быть гражданином своей страны, приносить ей реальную пользу и по-настоящему любить Родину.От всей души желаю вам, вашим родным и близким мира, добра, уверенности в завтрашнем дне, вдохновения и успехов в делах — на благо нашего Отечества. Пусть в ваших домах всегда царят тепло, согласие и светлая надежда.Сердечная благодарность нашим дедам и прадедам, бабушкам и прабабушкам — тем, кто приблизил этот Великий День!С уважением, ректор Н.А. Цветкови коллектив Института МИРБИС