Роман Кубанев: Я вновь пережил волнительный опыт обучения

Аптечное дело – не типичный бизнес. В фармбизнесе действуют свои законы – как моральные, так и государственные. Здесь не черный рынок – государство четко регламентирует правила игры в ценообразовании. Поэтому миф о том, что аптекари наживаются на боли простых людей, взвинчивая цены на лекарства, – полный бред
Дата публикации:
129
1
В статье
Автор:
Погонина Анна

Погонина Анна

Менеджер по маркетинговым коммуникациям Школы бизнеса МИРБИС

Есть в этом мире куча заблуждений. Например:


  1. Дед Мороз существует.

  2. Запятые в предложении нужно ставить так, как заблагорассудится.

  3. «Ваш звонок очень важен для нас» - правда. То же самое про «Нам важно знать Ваше мнение».

  4. Аптечный бизнес похож по прибыльности на торговлю оружием, а с моральной точки зрения – на наркоторговлю.

  5. Если ты в бизнесе много лет, тебе совершенно незачем идти куда-то учиться. Ты и так все знаешь.


И если первые три пункта – это безусловные заблуждения (хотя я скорее поверю в Деда Мороза, чем поверю бездушному роботу-оператору), то с последними двумя утверждениями многие, возможно, даже согласятся. А это самые страшные в мире стереотипы.

И с этим я сталкиваюсь всю свою сознательную жизнь.

«Фармия»

Аптечное дело – не типичный бизнес. В фармбизнесе действуют свои законы – как моральные, так и государственные. Здесь не черный рынок – государство четко регламентирует правила игры в ценообразовании. Поэтому миф о том, что аптекари наживаются на боли простых людей, взвинчивая цены на лекарства, – полный бред. По крайней мере для меня и моей аптечной сети «Фармия», здоровье и счастье наших покупателей всегда были на первом месте. А зарабатывание денег – это, конечно, хорошо, но не это главное в жизни и даже в бизнесе. Наше кредо – быть открытыми для всех. Только так можно расти и развиваться, не теряя при этом доверия клиентов. И так было всегда.

Наша аптечная сеть существует уже более 20 лет. А начиналась она с одного маленького аптечного пункта на окраине города. И, конечно, вначале это был скромный семейный бизнес. Но в те годы не нужно было париться по поводу маркетинга, стратегии и корпоративной культуры. Дефолт пережили – уже хорошо!

Когда я стал руководителем сети, моего азарта и базового набора знаний хватило, чтобы расширить сеть и стать одним из лидеров в городе. Тогда я поставил себе цель – сделать «Фармию» крупнейшей аптечной сетью в ЦЧР. С каждым годом количество аптек росло, а очередное помещение становилось тесным для растущего штата офисных сотрудников.

Но времена менялись: расширялись возможности, клиент становился требовательным. Само понятие «аптека» поменялось. Аптекой начали постепенно называть не место, где можно купить только зеленку, бинт и цитрамон (ну максимум, еще зубную пасту), а место, где можно купить все, что сделает тебя и твою семью здоровыми. А значит – счастливыми!

И наконец мы ожидаемо столкнулись с двумя проблемами. Первая – емкость рынка начала неуклонно уменьшаться, а конкуренты становились все «злее». Вторая – поиск путей дальнейшего развития в условиях конкуренции требовал решительных, небанальных мер. Личного опыта и знаний, естественно, уже не хватало. И поэтому в моей жизни и в жизни «Фармии» возник…

МИРБИС

Я вновь пережил волнительный опыт обучения. Хотя, в зрелом возрасте и с таким набором «одногруппников» такое обучение отличается от того, что было в вузе. Здесь и атмосфера совершенно другая, и предметы гораздо более серьезные, и ответственность гораздо выше.

Это магическая аббревиатура дала мне многое. Несмотря на свой опыт в бизнесе, я, как выяснилось, очень многого не замечал или не придавал значения. Кем бы ты ни был, сколько бы ты аптек/заводов/пиццерий ни открыл – ты не знаешь ровным счетом ничего, кроме того, что видел. И ты каждый раз слепо полагаешься на свой опыт и не расширяешь своих знаний, а следовательно – возможностей. А в мире бизнеса есть очень много законов и правил, порой самых простых, их нужно просто увидеть. И для этого и нужны такие школы, как МИРБИС. А это уже решение того самого пятого заблуждения – короче, см. выше.

МИРБИС помог мне систематизировать все знания, переосмыслить опыт, научиться ставить цель и четко к ней идти.

Результат

Постепенно я стал переносить этот опыт на «Фармию» и другие проекты, которыми занимается наша команда. «Воронежский марафон» стал организатором самых крутых и массовых беговых соревнований в городе. А старая общественная баня преобразилась в полноценный мужской клуб с парными, фудкортом и неповторимой атмосферой.

А «Фармия» взяла курс не на повышение представительства, а на повышение эффективности бизнеса. Мы стали развиваться, не «поднимая целину», а улучшая уже имеющиеся ресурсы, приумножая их.

И первые плоды можно смело пожинать уже сейчас – «Фармия» стабильно входит в ТОП-100 аптечных сетей страны и в ТОП-3 по ЦЧР.

И на этом этапе, поняв, что наша команда способна с помощью своих разработок шагнуть на следующий этап развития, мы открыли для себя новое направление работы – партнерская программа, она же «франшиза». Совместно с фармгигантом – Эркафарм – мы создаем новую платформу для аптечных сетей, благодаря которой мы объединяем единомышленников и помогаем развиваться. Даже тем, кто еще недавно не мечтал не о развитии, а о выживании на фармрынке.

Те знания, которые я получил в МИРБИСе, поистине открывают новые возможности. Планов – огромное количество, и я уверен, что этих знаний хватит на их реализацию.

 

Мероприятия и программы по теме:
[Executive MBA]
5 стратегий запуска бизнеса: сценарии, скрытые ловушки и факторы успеха

5 стратегий запуска бизнеса: сценарии, скрытые ловушки и факторы успеха

26 июня 2025
3 ак.часа
ИИ-прорыв: революция корпоративной эффективности

ИИ-прорыв: революция корпоративной эффективности

14 июля 2025
40 ак. часов
Управление изменениями для топ-менеджеров

Управление изменениями для топ-менеджеров

18 июля 2025
16 часов
#Executive MBA
#Менеджмент предпринимательских и корпоративных проектов
1

Еще интересное в нашем Блоге

МИРБИС — информационный партнер Восьмого форума в области финансового маркетинга и PR

27 июня 2025 года в Центре международной торговли в Москве состоится FinProfit 2025, восьмой профессиональный форум по финансовому маркетингу и PR, на котором Бизнес-школа МИРБИС выступает в качестве официального информационного партнера.
#МВА #Финансовая стратегия компании #Стратегический маркетинг
103
0
Телеграм
ЛЕНТА
Преподаватели рекомендуют… Алена Шагина, руководитель программы МВА «Стратегический маркетинг» МИРБИС делится любимыми книгами и фильмами. Сохраняйте пост, чтобы не потерять. «Книги для меня — это особый, очень тонкий мир. Общение с ним не может заменить ни искусственный интеллект, ни другие форматы контента.В МИРБИС я соавтор трехчастного курса по цифровому маркетингу, включающего аналитику, медиапланирование, рекламу и работу с целевой аудиторией. На своих занятиях мы со слушателями часто шутим, что управление коммуникацией в интернете — это как общаться с аквалангистом через толщу воды, стоя на берегу. Поэтому, освоив принципы построения цифровой коммуникации, вы сможете донести свои идеи даже до дельфинов!Это все, конечно, шутки. Но если серьезно, то первоочередной навык — это знание психологии и механики человеческого восприятия и выбора стратегии поведения. Чем глубже и детальнее будут ваши знания о вашей целевой аудитории, ее мотивации, целеполагании и стратегиях, тем точнее будут ваши цифровые ответы на ее ожидания, а соответственно, и успех». 
Одно из лучших антикризисных решений. Кейс Johnson & JohnsonВ 1982 году бренд, оказавшийся в эпицентре скандала — это Tylenol от Johnson & Johnson. Многие были уверены, что компания обречена, и ничто не поможет вернуться продукции на полки аптек. Руководство компании выбрало не самый легкий путь, но именно тот, который сработал. Вместо попыток оправдаться или уйти в тень команда сделала ставку на главное: открытость, скорость и ответственность перед людьми. Даже несмотря на то, что в произошедшем не было их вины.Вот какие шаги они предприняли: ✅ Обратились к населению через СМИ с просьбой воздержаться от приема препарата до окончания расследования. ✅ Добровольно отозвали с рынка более 31 миллиона упаковок на сумму около 100 миллионов долларов. ✅ Разъяснили в публичных заявлениях, как устроена система контроля качества, и почему яд не мог попасть в продукт на стадии производства. ✅ Объявили о денежном вознаграждении за поимку преступника. ✅ Разработали новую форму упаковки с защитной пломбой (в дальнейшем это стало отраслевым стандартом) ✅ Запустили программу замены старых упаковок на новые, безопасные (акция обошлась бренду в миллионы долларов) ✅ Провели масштабную информационную кампанию: новая реклама, купоны, разъяснительная работа с врачами и аптеками.
Фальсификация продукта и репутационный крах: кейс для дискуссии о кризисном менеджментеНачало 1980-х. В аптеках США продается один из самых популярных безрецептурных препаратов в стране. Его принимают миллионы, ему доверяют, он занимает 35% рынка анальгетиков и приносит компании значительную часть выручки.Но вдруг прием препарата начинает приводить к летальному исходу. Новость о 7 погибших, а также обнаруженных в таблетках цианиде и стрихнине молниеносно попадает на первые страницы всех СМИ и вызывает панику у населения.  Позже выясняется, что компания не причастна к отравлениям. Но продукт уже под подозрением, бренд — под ударом, доля на рынке с 37% сократилась до 7%, стремительно упали продажи не только этого препарата, но и других, производимых этой компанией. Как вы думаете, какие управленческие решения приняла компания? И что бы сделали вы в подобной ситуации?  — Отозвали бы партию, весь продукт или дождались бы расследования?— Рискнули ли бы отстоять марку или пошли в ребрендинг?— Сделали бы приоритетом операционные показатели или сосредоточились на ценностях компании и пошли бы навстречу потребителям?