Падать. Нельзя. Расти! 4 драйвера продаж 2022 года

Дата публикации:
81
0
В статье
Автор:
Погонина Анна

Погонина Анна

Менеджер по маркетинговым коммуникациям Школы бизнеса МИРБИС
Эксперты:
Казаков Станислав Владимирович

Казаков Станислав Владимирович

Управляющий партнер консалтинговой компании Big Time Retail.

4 драйвера продаж в кризис. Статья Станислава Казакова в журнале «Оценка инвестиций»

Автор: Станислав Казаков, эксперт по маркетингу, преподаватель-практик программ МВА и Еxecutive МВА школы бизнеса МИРБИС, управляющий партнер консалтинговой компании Big Time Retail

Источник: Экономический научный журнал «Оценка инвестиций»

Эксперты консалтинговой компании BIG TIME RETAIL совместно с аналитическим отделом школы бизнеса МИРБИС провели анализ динамики более чем 100 российских компаний в разных сегментах рынка и регионах. Целью исследования было выявить, в какие рынки и компетенции бизнеса сейчас целесообразно инвестировать, чтобы обеспечить рост даже в таких сложных условиях. Есть ли вообще факторы, которые могут обеспечить рост? Результаты исследования показывают – такие факторы есть! Об этом рассказывает преподаватель МИРБИС Станислав Казаков в статье: «Падать. Нельзя. Расти! 4 драйвера продаж 2022 года».

Каждая следующая волна кризиса наносит все более сильные удары по всем сегментам экономики. Многие опускают руки или впадают в панику. Спрос падает на фоне снижения реальных доходов населения. Негативные ожидания и ежедневные новости не добавляют рынкам позитива.

Так что же делать? Есть ли возможности роста в нынешних условиях?

Представляем 4 драйвера роста продаж 2022 года

1. Выход на растущий рынок

Несмотря на существенное снижение спроса в большинстве сегментов, есть рынки, которые выросли в 2022 году. Их не так много, но они есть.

Один из них – рынок товаров для загородного дома и сада. По разным оценкам он вырос в 2022 году от 18% до 25%. Многие игроки смежных рынков, в первую очередь DIY, сейчас усиливают эти категории в своем ассортименте или даже открывают новые форматы. В чем причины этого роста? В первую очередь, отпуск теперь многие проводят не за границей, а в России. Часть потребителей возвращается на дачные участки, чтобы обеспечить себя продуктами питания, особенно овощами и фруктами. И это долгосрочный тренд. Это также приводит к восстановлению дачных хозяйств и даже послужило причиной некоторого оживления на рынке загородной недвижимости.

Еще один сегмент – это городские кафе самых разных форматов. Здесь наблюдается рост количества открытых точек до 28% в некоторых сегментах и рост выручки до 35% уже существующих. По мнению аналитиков, кафе воспринимается потребителями как место общения и получения недорогого удовольствия. Не только гастрономического, но и эмоционального, помогающего преодолевать тревожность и стресс.

2. Борьба за трафик, а не за прибыль

Также в этом году больших успехов по сравнению с конкурентами добились те ритейлеры, которые боролись, в первую очередь, не за прибыль, а за трафик. Понятно, что эти факторы связаны. Но борьба за прибыль у большинства розничных игроков тождественна агрессивному сокращению расходов, которое начинается с сокращения штата. Это приводит к падению качества обслуживания покупателей и дополнительному падению трафика.

Напротив, те ритейлеры, которые ставили целью борьбу за каждый визит покупателя – показывают лучшую динамику. В среднем продажи выше общего уровня сегмента на 14%. И, что не менее важно, вырос индекс удовлетворенности, а именно он является залогом лояльности и долгосрочного роста. Кризис рано или поздно закончится, но вернуть клиентов, которые перешли к конкурентам, будет сложнее, чем сейчас их сохранить.

3. Ставка на сервис

Этот фактор важен всегда, но особенно важен в кризис. Ведь ценовая конкуренция снижает маржу. И снижение цен быстро дублируется другими игроками. А вот лидерство по сервису, как конкурентное преимущество, не так легко даже просто повторить, а уж тем более, превзойти.

Компании, инвестировавшие управленческие и финансовые ресурсы в создание востребованных сервисов для клиентов, не только нарастили в 2022 году клиентскую базу, но и создали трудно копируемое стратегическое преимущество. Более 50% компаний, выбравших эту стратегию, показали продажи за 10 месяцев выше аналогичного периода прошлого года.

4. Эмоциональный коммуникационный маркетинг

Маркетинг сейчас является одним из наиболее противоречивых объектов внутренних инвестиций. В последние годы многие компании неуклонно сокращают маркетинговые бюджеты. И, зачастую, совершают глобальную стратегическую ошибку, так как исчезают из информационного поля своих клиентов. Это приводит к снижению узнаваемости бренда и постепенно, что особенно опасно, в начале почти незаметно, приводит к оттоку трафика и потере доли рынка.

Но ряд игроков именно в последние годы, наоборот, усилил коммуникацию с потребителем. При профессиональном подходе это обеспечивает двойной эффект. Во-первых, бренд становиться более заметным на фоне несколько опустевшего рекламного пространства, особенно, в области наружной рекламы. Во-вторых, те бренды, которые сделали ставку не просто на количество рекламных контактов и преподнесение обещанной выгоды, а на создание эмоционального, позитивного образа, отличного от конкурентов, получили не только рациональный выбор, но и более высокое качество отношения со стороны целевой аудитории.

В заключение стоит отметить, что все вышеприведенные факторы с высокой вероятностью сохранят свою эффективность в 2023 году. И будут существенно влиять на результаты конкурентной борьбы. А значит, инвестиции финансового и управленческого ресурса в усиление каждого из них не только целесообразны, но необходимы.

Ближайшие мероприятия
5 стратегий запуска бизнеса: сценарии, скрытые ловушки и факторы успеха

5 стратегий запуска бизнеса: сценарии, скрытые ловушки и факторы успеха

26 июня 2025
3 ак.часа
ИИ-прорыв: революция корпоративной эффективности

ИИ-прорыв: революция корпоративной эффективности

14 июля 2025
40 ак. часов
Управление изменениями для топ-менеджеров

Управление изменениями для топ-менеджеров

18 июля 2025
16 часов
0

Еще интересное в нашем Блоге

МИРБИС — информационный партнер Восьмого форума в области финансового маркетинга и PR

27 июня 2025 года в Центре международной торговли в Москве состоится FinProfit 2025, восьмой профессиональный форум по финансовому маркетингу и PR, на котором Бизнес-школа МИРБИС выступает в качестве официального информационного партнера.
#МВА #Финансовая стратегия компании #Стратегический маркетинг
69
0

Зачем бизнес-школе психологический клуб

Внутренний рост как база для внешнего успеха — с таким подходом к развитию бизнес-компетенций работает психологический клуб Nil Admirari («Нечему удивляться» — лат.) в бизнес-школе МИРБИС. Его ведет бизнес-тренер и преподаватель эмоционального интеллекта Виталия Аветова, и задача клуба выходит за рамки привычных образовательных форматов.
#МВА #Executive MBA #Еxecutive МВА #Стратегический менеджмент
130
3
Телеграм
ЛЕНТА
Одно из лучших антикризисных решений. Кейс Johnson & JohnsonВ 1982 году бренд, оказавшийся в эпицентре скандала — это Tylenol от Johnson & Johnson. Многие были уверены, что компания обречена, и ничто не поможет вернуться продукции на полки аптек. Руководство компании выбрало не самый легкий путь, но именно тот, который сработал. Вместо попыток оправдаться или уйти в тень команда сделала ставку на главное: открытость, скорость и ответственность перед людьми. Даже несмотря на то, что в произошедшем не было их вины.Вот какие шаги они предприняли: ✅ Обратились к населению через СМИ с просьбой воздержаться от приема препарата до окончания расследования. ✅ Добровольно отозвали с рынка более 31 миллиона упаковок на сумму около 100 миллионов долларов. ✅ Разъяснили в публичных заявлениях, как устроена система контроля качества, и почему яд не мог попасть в продукт на стадии производства. ✅ Объявили о денежном вознаграждении за поимку преступника. ✅ Разработали новую форму упаковки с защитной пломбой (в дальнейшем это стало отраслевым стандартом) ✅ Запустили программу замены старых упаковок на новые, безопасные (акция обошлась бренду в миллионы долларов) ✅ Провели масштабную информационную кампанию: новая реклама, купоны, разъяснительная работа с врачами и аптеками.
Фальсификация продукта и репутационный крах: кейс для дискуссии о кризисном менеджментеНачало 1980-х. В аптеках США продается один из самых популярных безрецептурных препаратов в стране. Его принимают миллионы, ему доверяют, он занимает 35% рынка анальгетиков и приносит компании значительную часть выручки.Но вдруг прием препарата начинает приводить к летальному исходу. Новость о 7 погибших, а также обнаруженных в таблетках цианиде и стрихнине молниеносно попадает на первые страницы всех СМИ и вызывает панику у населения.  Позже выясняется, что компания не причастна к отравлениям. Но продукт уже под подозрением, бренд — под ударом, доля на рынке с 37% сократилась до 7%, стремительно упали продажи не только этого препарата, но и других, производимых этой компанией. Как вы думаете, какие управленческие решения приняла компания? И что бы сделали вы в подобной ситуации?  — Отозвали бы партию, весь продукт или дождались бы расследования?— Рискнули ли бы отстоять марку или пошли в ребрендинг?— Сделали бы приоритетом операционные показатели или сосредоточились на ценностях компании и пошли бы навстречу потребителям?
Дорогие друзья!Поздравляю вас с самым светлым и значимым праздником весны — Днем Победы. Мы встречаем его с благодарностью, гордостью и волнением, вспоминая подвиг тех, кто отстоял свободу и мир на нашей земле.Этот день напоминает нам о силе духа, самоотверженности и единстве нашего народа. Память о Великой Победе — святой долг каждого. Мы обязаны хранить ее как историю доблести, патриотизма и мужества, передавая из поколения в поколение.9 Мая мы не только вспоминаем события той страшной войны, но и осознаем, что значит быть гражданином своей страны, приносить ей реальную пользу и по-настоящему любить Родину.От всей души желаю вам, вашим родным и близким мира, добра, уверенности в завтрашнем дне, вдохновения и успехов в делах — на благо нашего Отечества. Пусть в ваших домах всегда царят тепло, согласие и светлая надежда.Сердечная благодарность нашим дедам и прадедам, бабушкам и прабабушкам — тем, кто приблизил этот Великий День!С уважением, ректор Н.А. Цветкови коллектив Института МИРБИС