Ждать ли дефицита валюты в России: Владимир Григорьев для Ростов.газета

Дата публикации:
53
0
В статье
Автор:
Погонина Анна

Погонина Анна

Менеджер по маркетинговым коммуникациям Школы бизнеса МИРБИС
Эксперты:
Григорьев Владимир Николаевич

Григорьев Владимир Николаевич

АО «ИФК «Русская компания»,к.э.н., ведущий преподаватель

С марта 2022 года Россия сталкивается с сокращением притока долларов и евро. Введение санкций против Московской Биржи и НКЦ усложняет ситуацию, перенося торги на менее прозрачный внебиржевой рынок. Ждать ли дефицита валюты и роста издержек на операции рассказал Ростов.газета преподаватель программы МВА «Финансовая стратегия компании» МИРБИС Владимир Григорьев.

Снижение притока долларов и евро на российский рынок наблюдается с марта 2022 года, когда рынок покинули или стали покидать нерезиденты. С этого момента основным и практически единственным каналом притока долларов и евро в страну стал экспорт.

Но, начиная с 3-го квартала 2022 года, наблюдается существенное сокращение экспорта. По итогам 2023 года положительное сальдо торгового баланса составило 50,2 млрд. долларов США, что более чем в 4,5 раза меньше, чем в рекордном 2022 году (237,2 млрд.) и 2,39 раза меньше, чем в 2021 году (125 млрд.). Кроме этого, переход на расчёты в национальных валютах привёл к тому, что доля долларов и евро в расчетах за экспорт снизилась с 86,9% в 2021 году (и раньше) до 26,7% по состоянию на 31 декабря 2023 года. В 2024 году этот процесс продолжается.

Но спрос на доллары и евро все равно остаётся, так как есть поставщики, которые не согласны получать платежи в национальных валютах за свою продукцию, и кроме того, есть устойчивый спрос со стороны частных инвесторов.

Санкции против Московской Биржи и НКЦ осложнят ситуацию на российском валютном рынке.

Исторически Московская Биржа была основным поставщиком валютной ликвидности на российский рынок и в таком качестве устраивала всех. Организованный валютный рынок обеспечивал его участников не только ликвидностью, но также понятным и прозрачным механизмом ценообразования и своевременной и точной информацией. НКЦ в качестве центрального контрагента обеспечивал участников торгов гарантиями исполнения сделок. Уход торгов долларами и евро на внебиржевой рынок, безусловно, кардинально меняет ситуацию, потому что, кроме банков и части их клиентов, проводивших сделки не на бирже, а через банки, никто на этом рынке не работал.

Риск введения санкций против НКЦ возник ещё в марте 2022 года и Банк России проводил стресс-тест по переводу расчётов с биржевого рынка на межбанковский. Результаты по оценке регулятора были положительными, но это не решает известную дилемму различий между результатами испытаний любой системы и ее последующей эксплуатацией.

Очевидно, что нерезидентов из дружественных стран больше устраивает известный и прозрачный механизм торгов Московской Биржи, чем непрозрачный и абсолютно им неизвестный механизм российского межбанковского рынка. Он также больше устраивает средние компании и розничных инвесторов, так как у них, в отличие от крупных компаний, нет возможности договориться с банком о более выгодных условиях.

Таким образом, новые санкции ещё больше усложняют доступ российских резидентов к мировому валютному рынку, прежде всего, к доллару и евро. Это приведёт к росту издержек на операции с долларом и евро и, с высокой вероятностью, к

некоторому дефициту этих валют. Но насколько существенному – пока сказать сложно, надо посмотреть, как будет работать новый механизм.

Ближайшие мероприятия
5 стратегий запуска бизнеса: сценарии, скрытые ловушки и факторы успеха

5 стратегий запуска бизнеса: сценарии, скрытые ловушки и факторы успеха

26 июня 2025
3 ак.часа
ИИ-прорыв: революция корпоративной эффективности

ИИ-прорыв: революция корпоративной эффективности

14 июля 2025
40 ак. часов
Управление изменениями для топ-менеджеров

Управление изменениями для топ-менеджеров

18 июля 2025
16 часов
0

Еще интересное в нашем Блоге

МИРБИС — информационный партнер Восьмого форума в области финансового маркетинга и PR

27 июня 2025 года в Центре международной торговли в Москве состоится FinProfit 2025, восьмой профессиональный форум по финансовому маркетингу и PR, на котором Бизнес-школа МИРБИС выступает в качестве официального информационного партнера.
#МВА #Финансовая стратегия компании #Стратегический маркетинг
103
0
Телеграм
ЛЕНТА
Преподаватели рекомендуют… Алена Шагина, руководитель программы МВА «Стратегический маркетинг» МИРБИС делится любимыми книгами и фильмами. Сохраняйте пост, чтобы не потерять. «Книги для меня — это особый, очень тонкий мир. Общение с ним не может заменить ни искусственный интеллект, ни другие форматы контента.В МИРБИС я соавтор трехчастного курса по цифровому маркетингу, включающего аналитику, медиапланирование, рекламу и работу с целевой аудиторией. На своих занятиях мы со слушателями часто шутим, что управление коммуникацией в интернете — это как общаться с аквалангистом через толщу воды, стоя на берегу. Поэтому, освоив принципы построения цифровой коммуникации, вы сможете донести свои идеи даже до дельфинов!Это все, конечно, шутки. Но если серьезно, то первоочередной навык — это знание психологии и механики человеческого восприятия и выбора стратегии поведения. Чем глубже и детальнее будут ваши знания о вашей целевой аудитории, ее мотивации, целеполагании и стратегиях, тем точнее будут ваши цифровые ответы на ее ожидания, а соответственно, и успех». 
Одно из лучших антикризисных решений. Кейс Johnson & JohnsonВ 1982 году бренд, оказавшийся в эпицентре скандала — это Tylenol от Johnson & Johnson. Многие были уверены, что компания обречена, и ничто не поможет вернуться продукции на полки аптек. Руководство компании выбрало не самый легкий путь, но именно тот, который сработал. Вместо попыток оправдаться или уйти в тень команда сделала ставку на главное: открытость, скорость и ответственность перед людьми. Даже несмотря на то, что в произошедшем не было их вины.Вот какие шаги они предприняли: ✅ Обратились к населению через СМИ с просьбой воздержаться от приема препарата до окончания расследования. ✅ Добровольно отозвали с рынка более 31 миллиона упаковок на сумму около 100 миллионов долларов. ✅ Разъяснили в публичных заявлениях, как устроена система контроля качества, и почему яд не мог попасть в продукт на стадии производства. ✅ Объявили о денежном вознаграждении за поимку преступника. ✅ Разработали новую форму упаковки с защитной пломбой (в дальнейшем это стало отраслевым стандартом) ✅ Запустили программу замены старых упаковок на новые, безопасные (акция обошлась бренду в миллионы долларов) ✅ Провели масштабную информационную кампанию: новая реклама, купоны, разъяснительная работа с врачами и аптеками.
Фальсификация продукта и репутационный крах: кейс для дискуссии о кризисном менеджментеНачало 1980-х. В аптеках США продается один из самых популярных безрецептурных препаратов в стране. Его принимают миллионы, ему доверяют, он занимает 35% рынка анальгетиков и приносит компании значительную часть выручки.Но вдруг прием препарата начинает приводить к летальному исходу. Новость о 7 погибших, а также обнаруженных в таблетках цианиде и стрихнине молниеносно попадает на первые страницы всех СМИ и вызывает панику у населения.  Позже выясняется, что компания не причастна к отравлениям. Но продукт уже под подозрением, бренд — под ударом, доля на рынке с 37% сократилась до 7%, стремительно упали продажи не только этого препарата, но и других, производимых этой компанией. Как вы думаете, какие управленческие решения приняла компания? И что бы сделали вы в подобной ситуации?  — Отозвали бы партию, весь продукт или дождались бы расследования?— Рискнули ли бы отстоять марку или пошли в ребрендинг?— Сделали бы приоритетом операционные показатели или сосредоточились на ценностях компании и пошли бы навстречу потребителям?