С марта 2022 года Россия сталкивается с сокращением притока долларов и евро. Введение санкций против Московской Биржи и НКЦ усложняет ситуацию, перенося торги на менее прозрачный внебиржевой рынок. Ждать ли дефицита валюты и роста издержек на операции рассказал преподаватель программы МВА «Финансовая стратегия компании» МИРБИС Владимир Григорьев.
Снижение притока долларов и евро на российский рынок наблюдается с марта 2022 года, когда рынок покинули или стали покидать нерезиденты. С этого момента основным и практически единственным каналом притока долларов и евро в страну стал экспорт.
Но, начиная с 3-го квартала 2022 года, наблюдается существенное сокращение экспорта. По итогам 2023 года положительное сальдо торгового баланса составило 50,2 млрд. долларов США, что более чем в 4,5 раза меньше, чем в рекордном 2022 году (237,2 млрд.) и 2,39 раза меньше, чем в 2021 году (125 млрд.). Кроме этого, переход на расчёты в национальных валютах привёл к тому, что доля долларов и евро в расчетах за экспорт снизилась с 86,9% в 2021 году (и раньше) до 26,7% по состоянию на 31 декабря 2023 года. В 2024 году этот процесс продолжается.
Но спрос на доллары и евро все равно остаётся, так как есть поставщики, которые не согласны получать платежи в национальных валютах за свою продукцию, и кроме того, есть устойчивый спрос со стороны частных инвесторов.
Санкции против Московской Биржи и НКЦ осложнят ситуацию на российском валютном рынке.
Исторически Московская Биржа была основным поставщиком валютной ликвидности на российский рынок и в таком качестве устраивала всех. Организованный валютный рынок обеспечивал его участников не только ликвидностью, но также понятным и прозрачным механизмом ценообразования и своевременной и точной информацией. НКЦ в качестве центрального контрагента обеспечивал участников торгов гарантиями исполнения сделок. Уход торгов долларами и евро на внебиржевой рынок, безусловно, кардинально меняет ситуацию, потому что, кроме банков и части их клиентов, проводивших сделки не на бирже, а через банки, никто на этом рынке не работал.
Риск введения санкций против НКЦ возник ещё в марте 2022 года и Банк России проводил стресс-тест по переводу расчётов с биржевого рынка на межбанковский. Результаты по оценке регулятора были положительными, но это не решает известную дилемму различий между результатами испытаний любой системы и ее последующей эксплуатацией.
Очевидно, что нерезидентов из дружественных стран больше устраивает известный и прозрачный механизм торгов Московской Биржи, чем непрозрачный и абсолютно им неизвестный механизм российского межбанковского рынка. Он также больше устраивает средние компании и розничных инвесторов, так как у них, в отличие от крупных компаний, нет возможности договориться с банком о более выгодных условиях.
Таким образом, новые санкции ещё больше усложняют доступ российских резидентов к мировому валютному рынку, прежде всего, к доллару и евро. Это приведёт к росту издержек на операции с долларом и евро и, с высокой вероятностью, к
некоторому дефициту этих валют. Но насколько существенному – пока сказать сложно, надо посмотреть, как будет работать новый механизм.
Ситник Анна Игоревна
12 декабря 2025 года в Школе бизнеса МИРБИС прошел торжественный выпускной вечер, который стал финальной точкой продолжительного образовательного пути для слушателей программ MBA и Executive MBA. В этот день выпускники получили дипломы, официально завершив обучение, и приняли поздравления от руководства и преподавателей школы.
Проектная деятельность до сих пор остается синонимом операционной работы для многих руководителей. Михаил Дубовик, управляющий партнер учебного центра «Проектная ПРАКТИКА» и ведущий преподаватель Школы бизнеса МИРБИС, развеивает это заблуждение и объясняет, зачем бизнесу нужно проектное управление и почему проекты – это не модная пометка в отчетах, а управляемые изменения, от которых зависит будущее компании.
Павел Лебедев, руководитель программы DBA МИРБИС, принял участие в круглом столе МТПП
Проектная команда программы MBA Школы бизнеса МИРБИС провела опрос и выяснила ключевые тенденции в области защиты цифрового контента. Результаты показывают, что подавляющее большинство (более 70%) цифровых контент-мейкеров стремятся защитить свое авторство. Авторы активно осваивают различные способы охраны своего контента, но сталкиваются и с серьезными препятствиями на этом пути.
Как сделать так, чтобы «Аленка» добралась до полок американских супермаркетов, сохранив вкус, цвет и форму? Почему закупки – это не про скуку, а про стратегическое мышление? И как управлять департаментом в сотни человек, не потеряв самоиронию и рабочий драйв? О логистике, международной торговле и шоколадных сюрпризах в большом интервью рассказывает Екатерина Баранова выпускница МИРБИС, и руководитель отдела мониторинга и организации закупок ООО «Объединенные кондитеры».