«Внешние факторы делают бизнес-образование более востребованным». Интервью Федора Федорова для «Делового квартала»

Дата публикации:
45
0
В статье

ЧИТАТЬ В «ДЕЛОВОМ КВАРТАЛЕ» 

Что хотят получить топ-менеджеры и управленцы от бизнес-образования в эпоху перемен, остаются ли актуальны программы MBA и Executive MBA и что нового предлагают бизнес-школы?

В 2024 г. бизнесу важно быстро реагировать на изменения в экономике и обществе. Многие управленческие инструменты требуют пересмотра. По этой причине растет спрос на образовательные программы переподготовки MBA (Master of Business Administration для менеджеров среднего звена) и Executive MBA (MBA для владельцев бизнеса и топ-менеджеров компаний).

Исполнительный директор Школы бизнеса МИРБИС Федор Федоров в интервью DK.RU рассказал, влияет ли геополитика на бизнес-образование, какие темы вызывали наибольший интерес у слушателей в последние годы и почему топ-менеджерам пора обновлять управленческие знания.

Как в последние годы менялось бизнес-образование в России?

— Есть такой миф, что бизнес-образование, управленческие курсы для топ-менеджеров статичны и не меняются из года в год. Но это не относится к МВА и ЕМВА. При своей фундаментальности и важном значении в формировании системного мышления программы учитывают новые тренды и изменения в бизнесе, являясь своего рода «зеркалом» бизнеса. Слушатели приходят на занятия и обсуждают конкретные задачи, стоящие перед ними, преподаватели делятся практическими ситуациями из своей консалтинговой практики.

Более 15 лет назад в Executive MBA появился курс «Эмоциональный интеллект руководителя», без которого сегодня сложно представить учебную программу. Затем мы изучали все аспекты цифровой трансформации бизнеса, гибкого управления, стресс-менеджмента, развития личного и корпоративного брендов, стартапов и проектов внутри компаний.

Конечно, геополитическая ситуация прибавила задач руководителям бизнесов, но при этом вернула к вопросам операционного управления, построения продаж и позиционирования, управления логистикой и проектами, придав этим темам «второе дыхание».

Школа бизнеса в целом уже не просто образовательное пространство, это экосистема развития предпринимателей и управленцев. Хотя еще в 2014 г. мы в МИРБИС говорили об экосистеме бизнес-образования, где каждый из слушателей получает необходимые знания, навыки, инсайды для старта проектов, бизнеса, развития компаний. И мы рады, что коллеги в других школах сегодня поддерживают этот посыл и выносят это в коммуникации.

Как поменялись запросы со стороны слушателей и как менялись программы в связи с этими запросами?

— Если еще год-два назад было ощущение некоторого хаоса, то сегодня руководители видят необходимость заново системно посмотреть на свой бизнес и пересобрать его с учетом изменившихся условий.

Год назад на вопрос: «На какой срок у вас рассчитана стратегия?» руководители компаний отвечали: «До вчера». А сегодня вновь есть попытки строить планы на полгода-год, чтобы иметь горизонт планирования.

Поэтому ключевые темы, на которые сегодня есть максимальный запрос среди слушателей, — это так называемые вечнозеленые темы. Уже упомянутые выше «Управление проектами», «Операционный менеджмент», «Управление продажами» и «Стратегия маркетинга», обязательные «Устойчивое развитие компании» и ESG политика, которые сегодня являются повесткой уже не только крупного бизнеса.

Появился спрос на список по управлению благополучием сотрудников, потому что все дорожат кадрами и понимают, что живут эпоху кадрового голода. Причем этой темой интересуется малый и средний бизнес тоже.

Выросло число запросов на программы по особенностям работы на определенных рынках, например, «Бизнес в Юго-Восточной Азии», «Бизнес в Индии», «Бизнес в Китае».

Если раньше у нас был запрос на стажировки в Европу и США, то сегодня высок спрос на стажировки внутри России. Слушатели хотят изучать специфику работы отечественных компаний: как бизнес справляется с вызовами, как модернизируется, какую стратегию развития выбирает.

Мы видим потребность топ-менеджеров обсуждать с коллегами текущую обстановку, изучать опыт друг друга, обмениваться мнением по поводу развития рынков. Мы уже возили группы на предприятия Подмосковья, Рязани, в этом году едем в Казань и Набережные Челны.

Какие новые программы планируете запускать в МИРБИС?

— Линейка программ MBA и Executive MBA в МИРБИС дополняется третьим элементом — это DBA, или доктор бизнес-администрирования. Это научно-практическая степень для руководителей, которые хотят переосмыслить свою управленческую историю. Кроме того, DBA позволяет подробнее изучить, как интересы компании связать с интересами социума и государства.

Если в программах MBA и ЕMBA есть дисциплина «Экономика для принятия решения», то в DBA мы говорим о том, как экономика, государственное регулирование и работа бизнеса коррелируют друг с другом, как найти точки соприкосновения.   

Запуск программы DBA намечен конец 2024-го — начало 2025 г.

Расскажите подробнее про аккредитацию НАСДОБР, почему она важна для бизнес-школ?

— В прежние годы «золотым стандартом» программ МВА и Executive MBA считалась аккредитация международной организации AMBA, но с 2022 г. они заморозили сотрудничество с российскими бизнес-школами. Сейчас высшую планку поддерживает Национальный аккредитационный совет делового и управленческого образования (НАСДОБР). Аккредитация НАСДОБР была запущена в 2013 г., и МИРБИС стала первой бизнес-школой, которая прошла эту аккредитацию.

Этим летом мы вновь прошли аудит всех программ, а также бизнес-процессов и финансовой устойчивости школы со стороны комиссии НАСДОБР. Комиссия проводила очные встречи со слушателями наших курсов и с работодателями, чтобы понять, насколько эффективна работа школы. Была проделана очень большая работа.

Как правило, НАСДОБР дает аккредитацию на 1 или 3 года. На 5 лет аккредитацию получают только те школы, к которым нет замечаний. И мы с гордостью говорим, что программы МВА и Executive MBA МИРБИС вновь подтвердили свой класс на максимальный срок.

Ключевое, что признала комиссия, — МИРБИС является клиентоцентричной школой. Клиентский сервис и поддержка преподавателей в нашей школе находятся на самом высоком уровне. Аккредитация НАСДОБР дает нам большой творческий импульс для дальнейшей работы.

Как топ-менеджерам оставаться конкурентными в текущих условиях?

— Сегодня очень важно соблюдать баланс эмоционального и рационального. Сейчас у нас учится порядка 500-600 человек на программах МВА и Executive MBA и все они признают, что быть рациональным — важно, но обстоятельства последних лет показывают, что есть большие команды с самыми разными сотрудниками: поколение Z, миллениалы, сотрудники с хард-скилс, сотрудники серебряного возраста. К каждой из таких групп нужен свой подход. В итоге, чтобы компания эффективно работала, у руководителя должен быть выстроен индивидуальный путь коммуникации с каждым типом сотрудника.
Образовательные программы переподготовки МВА и Executive MBA позволяют топ-менеджерам прокачать себя и переформатировать мозг. Они не просто дают новые знания, но и стимулируют на поиск решений для личностного развития, дают возможность встряхнуться и почувствовать себя уверенно.

Управленческие знания — это эффективный инструментарий руководителя для принятия решений и его нужно обновлять.

Ближайшие мероприятия
ИИ-прорыв: революция корпоративной эффективности

ИИ-прорыв: революция корпоративной эффективности

14 июля 2025
40 ак. часов
Управление изменениями для топ-менеджеров

Управление изменениями для топ-менеджеров

18 июля 2025
16 часов
Организационное поведение и лидерство для топ-менеджеров

Организационное поведение и лидерство для топ-менеджеров

19 июля 2025
20 ак. часов
0

Еще интересное в нашем Блоге

МИРБИС — информационный партнер Форума информационных технологий InfoSpace

18 июля в Центре событий РБК пройдет Форум информационных технологий InfoSpace, на котором ведущие эксперты, представители власти, бизнеса и научного сообщества обсудят ключевые направления цифрового развития России.
#МВА #Стратегический менеджмент #ИТ-менеджмент
87
1
Телеграм
ЛЕНТА
Преподаватели рекомендуют… Алена Шагина, руководитель программы МВА «Стратегический маркетинг» МИРБИС делится любимыми книгами и фильмами. Сохраняйте пост, чтобы не потерять. «Книги для меня — это особый, очень тонкий мир. Общение с ним не может заменить ни искусственный интеллект, ни другие форматы контента.В МИРБИС я соавтор трехчастного курса по цифровому маркетингу, включающего аналитику, медиапланирование, рекламу и работу с целевой аудиторией. На своих занятиях мы со слушателями часто шутим, что управление коммуникацией в интернете — это как общаться с аквалангистом через толщу воды, стоя на берегу. Поэтому, освоив принципы построения цифровой коммуникации, вы сможете донести свои идеи даже до дельфинов!Это все, конечно, шутки. Но если серьезно, то первоочередной навык — это знание психологии и механики человеческого восприятия и выбора стратегии поведения. Чем глубже и детальнее будут ваши знания о вашей целевой аудитории, ее мотивации, целеполагании и стратегиях, тем точнее будут ваши цифровые ответы на ее ожидания, а соответственно, и успех». 
Одно из лучших антикризисных решений. Кейс Johnson & JohnsonВ 1982 году бренд, оказавшийся в эпицентре скандала — это Tylenol от Johnson & Johnson. Многие были уверены, что компания обречена, и ничто не поможет вернуться продукции на полки аптек. Руководство компании выбрало не самый легкий путь, но именно тот, который сработал. Вместо попыток оправдаться или уйти в тень команда сделала ставку на главное: открытость, скорость и ответственность перед людьми. Даже несмотря на то, что в произошедшем не было их вины.Вот какие шаги они предприняли: ✅ Обратились к населению через СМИ с просьбой воздержаться от приема препарата до окончания расследования. ✅ Добровольно отозвали с рынка более 31 миллиона упаковок на сумму около 100 миллионов долларов. ✅ Разъяснили в публичных заявлениях, как устроена система контроля качества, и почему яд не мог попасть в продукт на стадии производства. ✅ Объявили о денежном вознаграждении за поимку преступника. ✅ Разработали новую форму упаковки с защитной пломбой (в дальнейшем это стало отраслевым стандартом) ✅ Запустили программу замены старых упаковок на новые, безопасные (акция обошлась бренду в миллионы долларов) ✅ Провели масштабную информационную кампанию: новая реклама, купоны, разъяснительная работа с врачами и аптеками.
Фальсификация продукта и репутационный крах: кейс для дискуссии о кризисном менеджментеНачало 1980-х. В аптеках США продается один из самых популярных безрецептурных препаратов в стране. Его принимают миллионы, ему доверяют, он занимает 35% рынка анальгетиков и приносит компании значительную часть выручки.Но вдруг прием препарата начинает приводить к летальному исходу. Новость о 7 погибших, а также обнаруженных в таблетках цианиде и стрихнине молниеносно попадает на первые страницы всех СМИ и вызывает панику у населения.  Позже выясняется, что компания не причастна к отравлениям. Но продукт уже под подозрением, бренд — под ударом, доля на рынке с 37% сократилась до 7%, стремительно упали продажи не только этого препарата, но и других, производимых этой компанией. Как вы думаете, какие управленческие решения приняла компания? И что бы сделали вы в подобной ситуации?  — Отозвали бы партию, весь продукт или дождались бы расследования?— Рискнули ли бы отстоять марку или пошли в ребрендинг?— Сделали бы приоритетом операционные показатели или сосредоточились на ценностях компании и пошли бы навстречу потребителям?