Думспендинг. Почему люди стали тратить деньги, как перед концом света. Комментарий Тимура Кармазина для РБК Pro

Дата публикации:
132
0
В статье
Автор:
Погонина Анна

Погонина Анна

Менеджер по маркетинговым коммуникациям Школы бизнеса МИРБИС
Эксперты:
Кармазин Тимур Ильич

Кармазин Тимур Ильич

ООО «Логрокон», директор по персоналу

Тимур Кармазин, к.псх.н., доцент, директор по персоналу «Логрокон», CEO YEx ITG, рассказал РБК Pro, кто подвержен явлению думспендинга, которое набирает обороты в России, и к чему это может привести. 

Из-за чего сегодня в России у людей возникает думспендинг? 

Думспендинг – это явление, которое не связано с географией нахождения. Это своеобразный психологический механизм защиты от стрессовой неопределенности, в частности финансовой. Его можно отнести к симптому «денежного расстройства», которое американское психиатрическое сообщество выделяет уже в отдельный диагноз. 

Попытка «убежать от сложной действительности» в шопоголизм является сублимацией напряженного состояния в состояние «удовольствия». Современная массовая и агрессивная реклама постоянно предлагает «получать удовольствие», «жить легко и просто», чего можно добиться, приобретая новые товары. Тем самым у потребителей, особенно у молодежи, формируется подсознательное стремление таким образом решить все свои проблемы. 

Кроме того, имея «возможность» приобретать все новое, люди получают некое «моральное превосходство» над теми, кто этого сделать не может. 

В России думспендинг получает свое развитие по причине усиления политической и социальной неопределенности, сложности в прогнозировании и программировании своих действий. 

Длительная неопределенность отрицательно влияет возможности работы с информацией, запоминать ее, анализировать, прогнозировать и принимать взвешенные волевые решения. Этот эффект уже влечет за собой думспендинг как защиту от стресса. 

К чему может привести думспендинг? 

Есть три варианта проявления врожденной психологической защиты, которая призвана уберечь психику от разрушения. К ним можно отнести реакции «бей», «беги», «замри». 

Под первой реакцией в современном мире понимается действие, под второй – эмоциональное и мыслительное отстранение, а под третьей – остановка не только физической активности, но и эмоциональной. 

Думспендинг в какой-то степени является синергией этих реакций – рациональное поведение отходит на второй план, подменяясь поведением иррациональным. Получение удовольствия от спонтанных покупок дает лишь краткий психотерапевтический эффект – на некоторое время люди уходят от проблем («эффект страуса»). В длительной перспективе финансовая проблема усугубляется, а поскольку она постоянно находится во внимании человека, то стресс и депрессивное состояние возвращаются к нему. 

Какие могут быть последствия? Это, прежде всего, психосоматические отклонения, появление симптомов хоардинга («синдром Плюшкина»), снижение самооценки, появление суицидальных мыслей.

Какие люди в России чаще всего подвержены думспендингу? 

Думспендингу подвержены несколько категорий людей. 

Первая категория – это люди внушаемые (порой легко поддающиеся гипнотическому влиянию и нейролингвистическому программированию). Они отличаются достаточно слабой нервной системой, несформированностью аналитического и критического мышления. 

Ко второй категории я бы отнес «поглотителей рекламы». Чаще всего это визуалы, их взгляд концентрируется на ярких образах, которыми «грешит» современный маркетинг. Очень часто это люди воспринимают современную рекламу уже как вид искусства, соответственно причисляя себя к творческим людям. Они сконцентрированы на подаваемом контенте, а значит, склонны к спонтанным покупкам как атрибутам определенного социума. 

Если рассматривать категории по гендерным и возрастным основаниям, то тут появятся люди молодого и преклонного возрастов. Причины поведения разные. 

Цифровая молодежь находится на пересечении множества коммуникативных каналов, воздействие через которые идет очень агрессивно. Добавить можно влияние «моды», отсутствие опыта антикризисного поведения и т.п. 

Люди преклонного возраста больше подвержены стрессам и перепадам эмоционального состояния. Кроме того, это для них может быть средством купирования «ощущения одиночества».

Читайте в статье «Думспендинг. Почему люди стали тратить деньги перед концом света»

Ближайшие мероприятия
Личная эффективность руководителя

Личная эффективность руководителя

18 июля 2025
12 ак. часов
Кросс-культурные особенности отношения с китайскими партнёрами – как выстраивать взаимодействие?

Кросс-культурные особенности отношения с китайскими партнёрами – как выстраивать взаимодействие?

18 июля 2025
Организационное поведение и лидерство для топ-менеджеров

Организационное поведение и лидерство для топ-менеджеров

19 июля 2025
20 ак. часов
0

Еще интересное в нашем Блоге

«Мой диплом рецензировал Сергей Жуков из "Руки вверх"…»

С 10 по 12 июля в МИРБИС прошла защита слушателей программы MBA.
#МВА #Производственный менеджмент и операционная эффективность #ИТ-менеджмент #Стратегический маркетинг #Стратегический менеджмент #Финансовая стратегия компании #Управление персоналом
59
1
Телеграм
ЛЕНТА
Бунт бариста в Starbucks: некомпетентность СЕО или лень сотрудников? В Starbucks ввели новую внутреннюю политику: бариста теперь должны вручную писать на стаканчиках доброжелательные фразы вроде «Хорошего дня!», «Приходите еще», «Наслаждайтесь». Новый CEO Брайан Никкол хочет вернуть ту самую уютную атмосферу 90-х, когда за чашкой латте человек ощущал тепло и внимание.Но сотрудники восприняли нововведение в штыки. В час пик на счету каждая секунда, и добавлять к процессу обязательные надписи, значит, усложнить и без того напряженную работу. А за отказ угрожают дисциплинарными мерами.Внешне идея кажется хорошей: чуть добавить «человечности» в автоматизированный, холодный ритм города. Но под вопросом сама искренность. Можно ли передать теплое пожелание, если к этому принудили?___________Часто такие инициативы могут «буксовать» не потому, что идея плоха, а потому что некорректно внесены изменения в рабочий процесс. Невозможно транслировать заботу о клиентах, если внутри команды царят принуждение и раздражение. Эмпатия к потребителю не работает без эмпатии к тем, кто этот сервис обеспечивает.
МИРБИС — информационный партнер Форума информационных технологий InfoSpace18 июля в Центре событий РБК пройдет Форум информационных технологий InfoSpace, на котором ведущие эксперты, представители власти, бизнеса и научного сообщества обсудят ключевые направления цифрового развития России. Центральной темой форума станет «Цифровая триада: государство, бизнес и наука — код будущего». Участники пленарного заседания обсудят, как выстроить гармоничный баланс между внедрением инноваций, обеспечением кибербезопасности и эффективным регулированием цифровых сервисов. В центре внимания окажутся вопросы доверия пользователей к новым ИТ-решениям, создание кадрового резерва для цифровой экономики, развитие отечественных технологий и формирование устойчивого «цифрового суверенитета» России на горизонте 2025-2030 годов.В программе форума также стратегические сессии о безопасности данных, развитии финтеха, цифровизации промышленности, трансформации ритейла и маркетинга под влиянием искусственного интеллекта.Финальным событием станет Visionlab — открытое пространство для честного разговора с предпринимателями-визионерами о том, как ИИ изменит бизнес, общество и человеческий капитал в ближайшие десять лет.В числе приглашенных спикеров — министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Максут Шадаев, президент РСПП Александр Шохин, заместитель министра промышленности и торговли РФ Василий Шпак, директор по квантовым технологиям госкорпорации «Росатом» Екатерина Солнцева и другие ведущие эксперты.
Как Michelin увеличила продажи шин, создав туристическую мотивациюКогда спрос на шины был крайне низким, братья Мишлен выбрали нестандартный подход: они не стали усиливать рекламу продукта. Вместо этого они создали путеводитель.Michelin Guide включал карты, рекомендации по обслуживанию автомобилей, инструкции по замене шин, а также списки ресторанов и гостиниц. Путеводитель распространялся бесплатно через мастерские и шиномонтажные центры.Логика их кампании была следующей: если у людей появится мотивация к поездкам, они начнут больше ездить. А значит, быстрее изнашивать шины и покупать новые.Со временем путеводитель стал самостоятельным направлением бизнеса. Сегодня Michelin известна во всем мире не только как производитель шин, но и как создатель авторитетной ресторанной системы оценки.Продвижение продукта не всегда связано с его прямой продажей. Иногда гораздо эффективнее создать такие условия, при которых желание купить продукт возникнет само собой. Кроме того, если компания разрабатывает дополнительную инфраструктуру или усиливает интерес к своему продукту, то она не только повысит спрос, но и укрепит свои позиции на рынке. Такой подход требует стратегического мышления, но в конечном итоге он поможет построить доверительные отношения с клиентами и сделает бренд частью их образа жизни.