Зачем российские компании публикуют фейковые вакансии: комментарий Анны Козловой для РБК Pro

Дата публикации:
299
0
В статье
Автор:
Погонина Анна

Погонина Анна

Менеджер по маркетинговым коммуникациям Школы бизнеса МИРБИС
Эксперты:
Козлова Анна Михайловна

Козлова Анна Михайловна

Доцент, преподаватель, бизнес-тренер

Читать статью на РБК Pro

Раньше несуществующие вакансии публиковали в основном мошенники. Теперь за это взяли недобросовестные эйчары и пиарщики, которые вытаются выполнить свою работу не самым честным образом. Ведущий преподаватель Школы бизнеса МИРБИС Анна Козлова рассказала о том, что должно насторожить кандидата при выборе вакансии.

10 причин задуматься, тратить ли время на вакансию

В ходе карьерного консультирования и подготовки соискателей к собеседованию я заметила, что есть ряд «звоночков», которые сигнализируют, что не надо тратить время на открытую вакансию.

1. Нет конкретики ни в названии компании, ни в сфере ее деятельности: «Международная компания», «Мы лучшие из лучших!», «Российский лидер в продажах».

2. Нет конкретики в требованиях к компетенциям кандидатов. Формулировки слишком расплывчатые: коммуникабельность, оптимизм, желание работать и развиваться. Но ни слова о технических навыках, которые необходимы под задачи должности.

Если текст составляет профессиональный рекрутер, то в требованиях по компетенциям всегда есть технические, коммуникативные и личностные компетенции.

3. Слишком большая вилка по зарплате наталкивает соискателя на мысль: платить скорее всего будут по нижней планке, а остальное на усмотрение работодателя (а это не гарантировано). Соискатели сегодня примерно знают среднюю зарплату по рынку.

4. Слишком высокая оплата по рынку – это гарантированно «заманиловка» деньгами. Если кандидат не высококлассный специалист, не штучный экземпляр на рынке труда, то, какой резон работодателю столько платить обыкновенному сотруднику? Что он покупает у него за эти деньги?

5. Вакансия с неконкретными формулировками висит на сайте длительное время и никаким образом не обновляется. Более того, для контактов с сотрудником компании указаны только мессенджеры.

6. Перед приглашением на собеседование предлагают пройти анкетирование с предоставлением большого объема персональной информации (например, с вопросами про ваш уровень жизни, доходы, количество детей, где они учатся, контакты ваших родственников).

7. Диссонанс между тем, что хочет компания от сотрудника (задачи должности и требования к компетенциям) и тем, что она предлагает (условия работы). Если от соискателя ничего не требуется (ни опыта, ни специальных знаний, только приходите к нам работать), а предлагают за это слишком много (корпоративные льготы, обучение, гибки график, хорошую зарплату, дружный коллектив, современный офис), то в большинстве случаев — это «лохотрон». Работодатели очень рациональные люди, они не разбрасываются деньгами направо и налево.

8. Предлагают неоплачиваемую стажировку или испытательный срок по заниженной ставке по заработной плате. Сюда же можно отнести задание выполнить трудозатратный по времени кейс (как правило, присылают по электронной почте или в мессенджере). В соответствии с ТК РФ любая стажировка должна оплачиваться.

9. После отклика на вакансию, вам сразу же перезванивают и предлагают подъехать на встречу, а в разговоре становится понятно, что рекрутеру не важно, подходите вы или не подходите под требования должности, главное, чтобы вы приехали. При этом в разговоре с рекрутером нет ни одного конкретного ответа на ваши вопросы по задачам, полномочиям, структуре оплаты труда.

10. Предлагают не оформлять трудовой договор, чтобы побольше вам заплатить.

Что может указывать на ложь и обман в общении с рекрутером

Отсутствие конкретики в коммуникации (задачи, полномочия, система вознаграждения, условия договора) и уход от прямого ответа на четко заданный вопрос.

Информация предоставляется излишне позитивно. Создается ощущение слишком «сладко».

Дистанцирование от компании – нет ссылки на официальный сайт компании, собеседование проводится в кафе или в полуподвальном помещении, нет ссылки на социальные сети компании, (должны вестись на регулярной основе), указывается электронная почта, не привязанная к бренду компании.

Ближайшие мероприятия
ИИ-прорыв: революция корпоративной эффективности

ИИ-прорыв: революция корпоративной эффективности

14 июля 2025
40 ак. часов
Управление изменениями для топ-менеджеров

Управление изменениями для топ-менеджеров

18 июля 2025
16 часов
Организационное поведение и лидерство для топ-менеджеров

Организационное поведение и лидерство для топ-менеджеров

19 июля 2025
20 ак. часов
0

Еще интересное в нашем Блоге

МИРБИС — информационный партнер Форума информационных технологий InfoSpace

18 июля в Центре событий РБК пройдет Форум информационных технологий InfoSpace, на котором ведущие эксперты, представители власти, бизнеса и научного сообщества обсудят ключевые направления цифрового развития России.
#МВА #Стратегический менеджмент #ИТ-менеджмент
36
1
Телеграм
ЛЕНТА
Преподаватели рекомендуют… Алена Шагина, руководитель программы МВА «Стратегический маркетинг» МИРБИС делится любимыми книгами и фильмами. Сохраняйте пост, чтобы не потерять. «Книги для меня — это особый, очень тонкий мир. Общение с ним не может заменить ни искусственный интеллект, ни другие форматы контента.В МИРБИС я соавтор трехчастного курса по цифровому маркетингу, включающего аналитику, медиапланирование, рекламу и работу с целевой аудиторией. На своих занятиях мы со слушателями часто шутим, что управление коммуникацией в интернете — это как общаться с аквалангистом через толщу воды, стоя на берегу. Поэтому, освоив принципы построения цифровой коммуникации, вы сможете донести свои идеи даже до дельфинов!Это все, конечно, шутки. Но если серьезно, то первоочередной навык — это знание психологии и механики человеческого восприятия и выбора стратегии поведения. Чем глубже и детальнее будут ваши знания о вашей целевой аудитории, ее мотивации, целеполагании и стратегиях, тем точнее будут ваши цифровые ответы на ее ожидания, а соответственно, и успех». 
Одно из лучших антикризисных решений. Кейс Johnson & JohnsonВ 1982 году бренд, оказавшийся в эпицентре скандала — это Tylenol от Johnson & Johnson. Многие были уверены, что компания обречена, и ничто не поможет вернуться продукции на полки аптек. Руководство компании выбрало не самый легкий путь, но именно тот, который сработал. Вместо попыток оправдаться или уйти в тень команда сделала ставку на главное: открытость, скорость и ответственность перед людьми. Даже несмотря на то, что в произошедшем не было их вины.Вот какие шаги они предприняли: ✅ Обратились к населению через СМИ с просьбой воздержаться от приема препарата до окончания расследования. ✅ Добровольно отозвали с рынка более 31 миллиона упаковок на сумму около 100 миллионов долларов. ✅ Разъяснили в публичных заявлениях, как устроена система контроля качества, и почему яд не мог попасть в продукт на стадии производства. ✅ Объявили о денежном вознаграждении за поимку преступника. ✅ Разработали новую форму упаковки с защитной пломбой (в дальнейшем это стало отраслевым стандартом) ✅ Запустили программу замены старых упаковок на новые, безопасные (акция обошлась бренду в миллионы долларов) ✅ Провели масштабную информационную кампанию: новая реклама, купоны, разъяснительная работа с врачами и аптеками.
Фальсификация продукта и репутационный крах: кейс для дискуссии о кризисном менеджментеНачало 1980-х. В аптеках США продается один из самых популярных безрецептурных препаратов в стране. Его принимают миллионы, ему доверяют, он занимает 35% рынка анальгетиков и приносит компании значительную часть выручки.Но вдруг прием препарата начинает приводить к летальному исходу. Новость о 7 погибших, а также обнаруженных в таблетках цианиде и стрихнине молниеносно попадает на первые страницы всех СМИ и вызывает панику у населения.  Позже выясняется, что компания не причастна к отравлениям. Но продукт уже под подозрением, бренд — под ударом, доля на рынке с 37% сократилась до 7%, стремительно упали продажи не только этого препарата, но и других, производимых этой компанией. Как вы думаете, какие управленческие решения приняла компания? И что бы сделали вы в подобной ситуации?  — Отозвали бы партию, весь продукт или дождались бы расследования?— Рискнули ли бы отстоять марку или пошли в ребрендинг?— Сделали бы приоритетом операционные показатели или сосредоточились на ценностях компании и пошли бы навстречу потребителям?