Екатерина Лисицына: «Есть только один способ победить всеобщую финансовую неграмотность – учиться!»

Эксперт Института МИРБИС профессор Екатерина Лисицына, руководитель программ МВА «Финансовый менеджмент», считает, что сегодня каждый должен быть немного финансистом, иначе – жизнь накажет за леность рублем.
Дата публикации:
126
0
В статье
Автор:
Погонина Анна

Погонина Анна

Менеджер по маркетинговым коммуникациям Школы бизнеса МИРБИС
Эксперты:
Лисицына Екатерина Викторовна

Лисицына Екатерина Викторовна

Руководитель специализации МВА "Финансовая стратегия компании", д.э.н., профессор

Как следует из результатов исследования, проведённых специалистами ВШЭ, финансовая неграмотность граждан России достигла максимума за последние 9 лет.

Согласно опросу, 46% респондентов честно признаются в нулевом уровне своих знаний. Каждый десятый гражданин подписывает финансовые документы не читая. Каждый пятый оценивает свою финансовую грамотность как нулевую, и лишь 2% ставят себе пятерку.

Те участники опроса, кто разбирается в финансовых вопросах, например, может понять логику расчета простых и сложных банковских процентов, соответствуют уровню финграмотности граждан Венгрии и Германии.

Как сообщают авторы исследования, наибольшие проблемы вызвали у респондентов задачи, связанные с информацией о рынке, обращением с личными финансами. 9% участников опроса признались в том, что подписывают финансовые договоры, вовсе не читая их. Еще 26% сознались, что стараются читать договоры, но подписывают, даже если чего-то в документе не поняли.

Более половины жителей России, судя по результатам исследования, не ведут письменного учета своих доходов и расходов, примерно каждому десятому не известно, сколько именно денег он получает и сколько тратит в течение месяца.

Базовые правила инвестирования сбережений также знают далеко не все. В частности, доля тех, кто понимает, что чем выше предлагаемая доходность, тем выше и риск, в 2016 году составляла лишь 29% от общего числа респондентов. То, что государство гарантирует компенсацию только по вкладам в банках, понимает лишь треть опрошенных.

Мнение эксперта

«Исследование демонстрирует нам хоть и горькую, но правду. В России, действительно, уровень финансовой грамотности чрезвычайно низок. Причем, на простейшие вопросы по финграмотности зачастую не могут ответить и люди, руководящие компаниями!

На мой взгляд главное – формировать финансовую логику принятия решений. Приучаться к этому в быту, на корпоративном уровне или государственном. Ведь люди реально не понимают, как оценить упущенные выгоды или возможности, как понять, что неверные финансовые решения уже поставили подвели бизнес к опасной черте.

Один из самых популярных вопросов сегодня – «Почему прибыль есть, а денег нет?». По моему опыту, сегодняшние бизнесмены, научившись управлять прибылью, еще не умеют администрировать денежные потоки.

Считаю, что есть только один способ победить всеобщую финансовую неграмотность – учиться. Институт МИРБИС отмечает высокий уровень интереса к такой программе, как «Финансы для нефинансистов» - и это говорит о том, что тенденция «я ничего не знаю» понемногу уходит в прошлое.

Можно выбирать разные программы, длительность, преподавателей – от МВА до экспресс-курсов. Вложения в обучение никогда не обесценится», - говорит профессор Лисицына.

Ближайшие мероприятия
ИИ-прорыв: революция корпоративной эффективности

ИИ-прорыв: революция корпоративной эффективности

14 июля 2025
40 ак. часов
Кросс-культурные особенности отношения с китайскими партнёрами – как выстраивать взаимодействие?

Кросс-культурные особенности отношения с китайскими партнёрами – как выстраивать взаимодействие?

18 июля 2025
Управление изменениями для топ-менеджеров

Управление изменениями для топ-менеджеров

18 июля 2025
16 часов
0

Еще интересное в нашем Блоге

Телеграм
ЛЕНТА
МИРБИС — информационный партнер Форума информационных технологий InfoSpace18 июля в Центре событий РБК пройдет Форум информационных технологий InfoSpace, на котором ведущие эксперты, представители власти, бизнеса и научного сообщества обсудят ключевые направления цифрового развития России. Центральной темой форума станет «Цифровая триада: государство, бизнес и наука — код будущего». Участники пленарного заседания обсудят, как выстроить гармоничный баланс между внедрением инноваций, обеспечением кибербезопасности и эффективным регулированием цифровых сервисов. В центре внимания окажутся вопросы доверия пользователей к новым ИТ-решениям, создание кадрового резерва для цифровой экономики, развитие отечественных технологий и формирование устойчивого «цифрового суверенитета» России на горизонте 2025-2030 годов.В программе форума также стратегические сессии о безопасности данных, развитии финтеха, цифровизации промышленности, трансформации ритейла и маркетинга под влиянием искусственного интеллекта.Финальным событием станет Visionlab — открытое пространство для честного разговора с предпринимателями-визионерами о том, как ИИ изменит бизнес, общество и человеческий капитал в ближайшие десять лет.В числе приглашенных спикеров — министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Максут Шадаев, президент РСПП Александр Шохин, заместитель министра промышленности и торговли РФ Василий Шпак, директор по квантовым технологиям госкорпорации «Росатом» Екатерина Солнцева и другие ведущие эксперты.
Как Michelin увеличила продажи шин, создав туристическую мотивациюКогда спрос на шины был крайне низким, братья Мишлен выбрали нестандартный подход: они не стали усиливать рекламу продукта. Вместо этого они создали путеводитель.Michelin Guide включал карты, рекомендации по обслуживанию автомобилей, инструкции по замене шин, а также списки ресторанов и гостиниц. Путеводитель распространялся бесплатно через мастерские и шиномонтажные центры.Логика их кампании была следующей: если у людей появится мотивация к поездкам, они начнут больше ездить. А значит, быстрее изнашивать шины и покупать новые.Со временем путеводитель стал самостоятельным направлением бизнеса. Сегодня Michelin известна во всем мире не только как производитель шин, но и как создатель авторитетной ресторанной системы оценки.Продвижение продукта не всегда связано с его прямой продажей. Иногда гораздо эффективнее создать такие условия, при которых желание купить продукт возникнет само собой. Кроме того, если компания разрабатывает дополнительную инфраструктуру или усиливает интерес к своему продукту, то она не только повысит спрос, но и укрепит свои позиции на рынке. Такой подход требует стратегического мышления, но в конечном итоге он поможет построить доверительные отношения с клиентами и сделает бренд частью их образа жизни.
Преподаватели рекомендуют… Алена Шагина, руководитель программы МВА «Стратегический маркетинг» МИРБИС делится любимыми книгами и фильмами. Сохраняйте пост, чтобы не потерять. «Книги для меня — это особый, очень тонкий мир. Общение с ним не может заменить ни искусственный интеллект, ни другие форматы контента.В МИРБИС я соавтор трехчастного курса по цифровому маркетингу, включающего аналитику, медиапланирование, рекламу и работу с целевой аудиторией. На своих занятиях мы со слушателями часто шутим, что управление коммуникацией в интернете — это как общаться с аквалангистом через толщу воды, стоя на берегу. Поэтому, освоив принципы построения цифровой коммуникации, вы сможете донести свои идеи даже до дельфинов!Это все, конечно, шутки. Но если серьезно, то первоочередной навык — это знание психологии и механики человеческого восприятия и выбора стратегии поведения. Чем глубже и детальнее будут ваши знания о вашей целевой аудитории, ее мотивации, целеполагании и стратегиях, тем точнее будут ваши цифровые ответы на ее ожидания, а соответственно, и успех».