Логистика на грани: как российские перевозчики переживают экономический шторм

Российская логистика сталкивается с проблемами из-за экономической нестабильности, санкций и роста тарифов. Однако цифровизация и переориентация на новые рынки дают надежду на восстановление отрасли.
Дата публикации:
3164
11
В статье
Редактор:
Погонина Анна

Погонина Анна

Менеджер по маркетинговым коммуникациям Школы бизнеса МИРБИС
Эксперты:
Корнеев Игорь Павлович

Корнеев Игорь Павлович

Руководитель программы МВА "Производственный менеджмент и операционная эффективность", к.в.н., доцент

Российская логистика сегодня напоминает того самого героя из боевика, который, несмотря на все трудности, продолжает двигаться вперед. Правда, движение это замедленное и далеко не такое стремительное, как раньше. Падение спроса на перевозки и ожесточенная ценовая война среди компаний приводят к снижению активности в отрасли. А себестоимость транспортных услуг растет, как снежный ком, заставляя компании урезать расходы и рисковать качеством обслуживания и безопасностью товаров.

Тарифы поехали вверх: как санкции влияют на ценники

С 2022 года санкции стали не только частью международной повестки, но и добрались до ценников на грузовые перевозки. Самое печальное положение сложилось в Северо-Кавказском федеральном округе, где тарифы на автомобильные перевозки подскочили почти на 40%, и в Дальневосточном – на 28–30%. Причина проста: подорожали морские и дорожные перевозки.

Наибольшее влияние на тарифы оказало сокращение объема воздушных перевозок. В сфере автомобильных перевозок наблюдается снижение объемов из-за увеличения железнодорожного трафика. Однако существенно выросло количество заявок на перевозки по коридору «север-юг»: в Иран, Турцию, Армению, Грузию. Увеличилось и число заявок на перевозки в страны Средней Азии. Рост наблюдается и в Приморском крае, что связано с приоритетами внешней торговли с Китаем.

«Авто» на тормозах: почему грузовики не могут зарабатывать как раньше

Особенно неприятная ситуация складывается в автомобильных грузоперевозках, которые составляют около 70% от общего объема всех перевозок в стране. Снижение объемов подтверждается статистикой. В начале 2025 года объем автомобильных перевозок сократился примерно на 30% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. В результате, около 15-17% автопарков перевозчиков простаивают. В Поволжском и Уральском регионах этот показатель достигает 40%, что является серьезным сигналом для отрасли.

Причин много: нехватка грузов, особенно в сборных перевозках, и падение потребительской активности в таких секторах, как строительство и промышленность. К тому же, высокие ключевые ставки делают кредиты дорогими, и многие компании просто не могут позволить себе активные заказы на транспортные услуги. Вместо того чтобы инвестировать в будущее, бизнесы начинают экономить, что, конечно же, приводит к падению торговли.

Дополнительную нагрузку на ситуацию оказывает увеличение автопарков у крупных ритейлеров и маркетплейсов, таких как Wildberries и Ozon, которые теперь предпочитают перевозить грузы собственными силами. Поначалу это казалось выгодным, сейчас превращается в дополнительную нагрузку для всего рынка.

Железные пути тоже не радуют

Не только автомобильный транспорт страдает от экономического охлаждения. Железнодорожная логистика тоже дала сбой: объемы перевозок падают, и это связано с рядом факторов, от экономических трудностей до снижения экспорта угля и нефтепродуктов. Особенно заметно сокращение объемов в таких категориях, как железная руда, черные металлы, химические и минеральные удобрения.

Однако не все так плохо: строительные грузы все же продемонстрировали рост – на 17,5-18%. Это можно объяснить тем, что часть грузов, которые раньше шли по воздуху и автодорогам, теперь перевозят по железным дорогам. Но в целом тренд на уменьшение объемов остается в силе.

Логистические проблемы в России: список, который хочется забыть, но лучше помнить

Я бы выделил семь основных проблем, с которыми логистика может столкнуться в 2025-2026 годах:
  1. Геополитические санкции – влияние на экспорт, импорт и доступ к зарубежным технологиям.
  2. Зависимость от импортных компонентов – риски сбоев в цепочках поставок и дефицит критически важных товаров.
  3. Инфраструктурные ограничения – нехватка транспортной сети и логистических хабов, что ведет к повышенным издержкам.
  4. Кадровый дефицит – недостаток квалифицированных специалистов и проблемы с образованием.
  5. Давление со стороны международных партнеров по соблюдению экологических стандартов, начиная от сокращения углеродного следа.
  6. Изменение маршрутов поставок – перестройка цепочек поставок и сложности с таможней.
  7. Неравномерное развитие регионов – из-за чего в некоторых частях страны товары и услуги просто недоступны.

Оптимистичный взгляд на логистику: цифровизация и новые рынки как спасение

Но не все так печально, как может показаться на первый взгляд. Уже в 2024 году наметился рост грузопотока через порты Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока – новые рынки, такие как Азия и Латинская Америка, начали привлекать внимание российских перевозчиков. На помощь пришла цифровизация: в 2024 году она ускорила логистические процессы на 45%, повысив эффективность и снизив издержки.

Проекты по модернизации инфраструктуры также не стоят на месте: улучшение дорог, мостов и увеличение пропускной способности транспортных узлов продолжается. В 2025 году правительство планирует усилить инвестиции в транспортную сферу на 20%, что должно помочь России укрепить свои позиции на мировом рынке.

Так что, несмотря на все сложности, российская логистика уверенно движется вперед, пусть и не так быстро, как хотелось бы. Главное – не падать духом и продолжать искать новые пути.

18 апреля – старт программы МВА «Производственный менеджмент и операционная эффективность».

Мероприятия и программы по теме:
[МВА]
Бизнес-симуляция CELEMI APPLES & ORANGES: Бизнес-финансы для всех!

Бизнес-симуляция CELEMI APPLES & ORANGES: Бизнес-финансы для всех!

13 сентября 2025
8 ак. часов
Устойчивое развитие компании (КСО)

Устойчивое развитие компании (КСО)

13 сентября 2025
16 часов

FBN-Project

14 сентября 2025
#МВА
#Производственный менеджмент и операционная эффективность
#Стратегический менеджмент
11

Еще интересное в нашем Блоге

Green Retail 2025: эксперты МИРБИС о том, как поколения, промо и маркетплейсы меняют правила игры

8 сентября в Москве, в МВЦ «Крокус Экспо», прошла VI Российская конференция GREEN RETAIL 2025 — ключевое событие для профессионалов «зеленого» рынка. Бизнес-школа МИРБИС традиционно выступила партнером конференции, а ведущие преподаватели школы поделились экспертным взглядом на ключевые вопросы развития бизнеса.
#МВА
203
3

НУР-2025: интервью с Еленой Морозовой, коммерческим директором Ubirator — крупнейшей в России экосистемы управления производственными отходами в модели Waste2Resource

Неделя устойчивого развития в самом разгаре. Команда школы бизнеса МИРБИС взяла интервью у представителя Ubirator — стратегического партнера X Недели устойчивого развития.
#МВА
228
5

НУР-2025: интервью с Еленой Морозовой, коммерческим директором Ubirator — крупнейшей в России экосистемы управления производственными отходами в модели Waste2Resource

Неделя устойчивого развития в самом разгаре. Команда школы бизнеса МИРБИС взяла интервью у представителя Ubirator — стратегического партнера X Недели устойчивого развития.

В МИРБИС покажут инклюзивный спектакль «Прикасаемые 3.0» – искусство как язык устойчивого развития

В Москве с 8 по 12 сентября пройдет Х Неделя устойчивого развития (НУР-2025) – международный образовательно-просветительский проект в области устойчивого развития и ответственных деловых практик.

В МИРБИС начнет работу «Лаборатория прикладных продаж и маркетинга»

В Школе бизнеса МИРБИС начинает работу «Лаборатория прикладных продаж и маркетинга» – уникальная площадка, которая объединяет научный подход и практические инструменты для развития систем продаж и маркетинга в компаниях малого и среднего бизнеса.

Телеграм
ЛЕНТА
Ноутбук, который «пьет» 190 000 литров воды: какова реальная цена технологий Да, именно столько воды требуется, чтобы произвести один-единственный ноутбук. Это примерно столько же, сколько нужно семье из 4 человек для жизни почти на 3 года. А если умножить эту цифру на миллионы устройств, становится ясно: такая система производства и потребления обходится слишком дорого и планете, и бизнесу.С этой проблемой столкнулась британская компания Circular Computing. Она увидела парадокс: компании тратят миллионы на новые ноутбуки, а старые тоннами отправляются на свалки. В итоге теряет и бизнес, и люди, и планета.Решение оказалось простым и радикальным: не чинить старое, а создавать «как новое». Circular Computing разработала ремануфактуру с 360 контрольными точками, получила сертификацию BSI и вывела на рынок ноутбуки, которые по качеству и гарантии не уступают новым.Результаты впечатляют. Ирландское правительство в 2024 году закупило 60 000 таких ноутбуков. Это предотвратило 19 миллионов килограммов выбросов CO₂, сохранило 72 миллиона килограммов ресурсов и около 11 миллиардов литров воды. А вдобавок компания запустила социальную инициативу. Они начали перечислять часть средств от продажи каждого ноутбука в фонд, который обеспечивает неделю чистой питьевой воды семье в развивающихся странах.История Circular Computing показывает, что сегодня устойчивое развитие становится частью ответственного управления бизнесом. Когда наряду с прибылью необходимо учитывать и экологические, и социальные последствия, а также думать не только о текущих клиентах, но и о будущем поколений.☝️Именно поэтому тема «Время прикладных решений» станет центральной на Х Неделе устойчивого развития – 2025. С 8 по 12 сентября в МИРБИС соберутся эксперты и компании, чтобы поделиться кейсами и обсудить технологии, практики и реальные решения для внедрения устойчивого развития. 
«Мы не голосовали за ChatGPT!»Не так давно премьер-министр Швеции Ульф Кристерссон совершил, как говорят медиа, «политическое самоубийство». В интервью он признался:«Я довольно часто использую ChatGPT. Хотя бы для второго мнения».Шведы в панике, возмущаются и кричат: «Мы не голосовали за ChatGPT!» Журналисты требуют отставки, оппоненты обвиняют в лени и некомпетентности. Но давайте честно. Кристерссон просто первый сказал то, что многие давно делают молча. Как заметил Арсений Гудин, директор по маркетингу МИРБИС:«Если премьер признается, что советуется с нейросетью по политическим вопросам, значит, его устраивают эти ответы. А с учетом скорости развития технологий, лет через сто вполне возможно, что все ключевые политические решения будут принимать алгоритмы. Кто знает, может, это будет даже честнее и эффективнее, чем нынешняя система».И это уже не футурология, а реальность. «Эпоха второго мнения» наступила не только в политике, но и в бизнесе. Просто немногие руководители готовы открыто признать, что используют ИИ для анализа и даже для принятия управленческих решений.Зато главы крупнейших технологических компаний охотно делятся тем, как применяют нейросети в повседневной жизни:▪️Сатья Наделла, гендиректор Microsoft, загружает подкасты в Copilot, чтобы получать расшифровку и краткое содержание.▪️Сэм Альтман, глава OpenAI,  советуется с ИИ по вопросам отцовства: «не представляю, что бы делал без чат-бота».▪️Дженсен Хуанг, основатель самой дорогой компании мира Nvidia, учится у нейросети. Когда он погружается в новую для себя сферу или хобби, он просит ИИ объяснить тему, как 12-летнему. ▪️Тим Кук, глава Apple, говорит, что ИИ изменил его жизнь и экономит уйму времени. В основном бот сортирует письма и сокращает слишком длинные сообщения. И пока весь мир спорит, может ли премьер советоваться с ChatGPT и стоит ли доверять боту вопросы отцовства, реальность такова: уже сегодня ИИ советует лидерам, учит миллиардеров и помогает CEO крупнейших компаний быть эффективнее.❤️— я тоже пользуюсь ИИ и в работе, и в жизни 
Сколько теории нужно, чтобы практика приводила к результату в бизнесе и карьере? 80/20, 70/30, 50/50… У каждого свой рецепт идеального обучения. Одни уверены, что без академической базы любая практика остается разрозненным опытом. Другие считают, что настоящая ценность только в том, что можно сразу применить.Но в жизни, как обычно, работает синтез. Именно поэтому в МИРБИС так много споров, экспериментов и живых кейсов. В небольшом видео преподаватели Школы и слушатели делятся, что для них значит правильный баланс, и какой опыт меняет их профессионально и лично.А уже 27 августа на презентации программ MBA, Executive MBA и DBA вы сами  сможете увидеть, как это устроено изнутри. На мероприятии:✅ разберем, как обучение помогает масштабировать бизнес и продвигаться по карьерной лестнице; ✅ покажем истории выпускников, у которых диплом окупился уже в первый год через проекты и связи; ✅ расскажем о форматах, бонусах и возможностях программ, чтобы у вас было максимум информации для решения.И бонус для присутствующих: мастер-класс Алёны Шагиной «Личный бренд в цифровую эпоху». О том, как быть заметным и влиятельным вне зависимости от профессии.
МИРБИС взял под крыло ибисовДа, мы официально стали опекунами сразу двух экзотических птиц Московского зоопарка — алого и великолепного ибисов. Так МИРБИС вносит вклад в развитие зоопарка, сохранение редких видов и демонстрирует готовность поддерживать природоохранные инициативы.Для нас это больше, чем благотворительность. Это осознанный шаг: образование всегда связано с заботой о людях, их развитии и будущем. Но нельзя забывать и о природе, которая делает нашу жизнь полной и гармоничной. Забота о птицах — символ того, что мы берем на себя ответственность шире, чем просто образовательная миссия.Почему именно ибисы? Во-первых, тут сыграла символика: «МИРБИС — ибис» — созвучие, которое подчеркивает близость ценностей: мы помогаем людям расти, а они — символ природного разнообразия и красоты. Опекунство помогает объединить заботу о знаниях и заботу о природе.Во-вторых, как мы писали ранее, эта птица издавна была символом мудрости и знаний. В Древнем Египте бога Тота, покровителя письма, наук и обучения, изображали именно с головой ибиса.Федор Федоров, исполнительный директор МИРБИС, подчеркивает: «Такое корпоративное участие в поддержке природы нам кажется особенно значимым сейчас, когда МИРБИС пересматривает визуальный стиль, актуализирует программы, развивает преемственность. В этот момент важно подумать не только о внутреннем развитии, но и об окружающем мире». Руководство МИРБИС надеется, что инициатива с опекой не только поможет зоопарку, но и привлечет внимание слушателей, выпускников и партнеров к важности бережного отношения к природе и социальной ответственности.*Кстати, мы уверены, что ибисы тоже рады своим «созвучным соседям».
А вы уверены, что у вашего бизнеса есть завтра?С 8 по 12 сентября в МИРБИС пройдет X Неделя устойчивого развития. Событие, которое объединяет бизнес, власть, экспертов и лидеров проектов для поиска и внедрения работающих подходов. Главная тема этого года — «Время прикладных решений». И именно здесь будут определять шаги, которые уже сегодня формируют завтрашний бизнес и отрасли, а также могут повлиять на экономику и качество жизни.В программе — экспертные панели, кейс-сессии, проектные навигаторы, практикумы, смысловые синтезы и бизнес-игры. Каждый день будет посвящен своему направлению: от технологических инноваций и климатических решений до креативной экономики и инклюзии.За пять дней участники:▪️узнают о ключевых трендах устойчивого развития и перспективах для бизнеса;▪️получат доступ к успешным кейсам и бенчмаркам, которые можно адаптировать в своей работе;▪️увидят, как работают актуальные стратегии в разных отраслях и регионах;▪️наладят связи с экспертами, предпринимателями и представителями власти;▪️найдут идеи и партнёров для собственных проектов.
А вы уверены, что у вашего бизнеса есть завтра?С 8 по 12 сентября в МИРБИС пройдет X Неделя устойчивого развития. Событие, которое объединяет бизнес, власть, экспертов и лидеров проектов для поиска и внедрения работающих подходов. Главная тема этого года — «Время прикладных решений». И именно здесь будут определять шаги, которые уже сегодня формируют завтрашний бизнес и отрасли, а также могут повлиять на экономику и качество жизни.В программе — экспертные панели, кейс-сессии, проектные навигаторы, практикумы, смысловые синтезы и бизнес-игры. Каждый день будет посвящен своему направлению: от технологических инноваций и климатических решений до креативной экономики и инклюзии.За пять дней участники:▪️узнают о ключевых трендах устойчивого развития и перспективах для бизнеса;▪️получат доступ к успешным кейсам и бенчмаркам, которые можно адаптировать в своей работе;▪️увидят, как работают актуальные стратегии в разных отраслях и регионах;▪️наладят связи с экспертами, предпринимателями и представителями власти;▪️найдут идеи и партнёров для собственных проектов.
От PR и консалтинга к агробизнесу: путь к лидерству через смелые решения Валерия Плотникова, выпускница МИРБИС и исполнительный директор агрохолдинга «Таврос» уверена: карьерный рост — это цепочка смелых решений, а все невозможное вполне реально.Ее карьерный путь всегда строился на готовности учиться новому, принимать вызовы и расширять масштаб задач: от первых шагов в службе по работе с клиентами до руководства крупным агробизнесом, включая опыт возглавления департамента маркетинга и работы в составе правления компании. MBA в МИРБИС стало ключевой вехой. Здесь она впервые четко выстроила понимание маркетинга, а управленческие навыки усилила через практику и разбор реальных кейсов, которые приносили преподаватели Школы.Сегодня Валерия соединяет перфекционизм и командность, ценит ответственность и инициативу, создает среду, где идеи рождаются в диалоге. В «Тавросе» она развивает динамичную стратегию, адаптированную к ритму агросектора, и гордится брендом «Ешь хорошее» — символом качества и уважения к потребителю.И да, иногда подарок партнерам — это вовсе не ручка или блокнот, как принято в бизнес-мире, а… упаковка свежих яиц с пожеланием «приятного аппетита». Потому что, как говорит Валерия, «хорошие яйца — хорошим людям».В полном интервью она рассказала:▪️как адаптироваться к разным корпоративным культурам;▪️почему стратегия нужна не всем;▪️что значит «так тоже бывает» в бизнесе;▪️какие качества она ценит в сотрудниках и как их усиливает;▪️почему неожиданные повороты карьеры часто становятся самыми важными;▪️какие принципы, по ее мнению, помогают построить карьеру.Читать на сайте МИРБИС
Команду Windsurf поставили перед выбором: 9 окладов и увольнение или работа по 80+ часов в неделю Звучит как шутка. Но именно так началось утро у сотрудников компании Windsurf, которая делает Al-сервис для разработчиков. Их история и так была полна драматичных поворотов. Сначала компанию собиралась купить OpenAI. Команда уже ждала объявления сделки, но в последний момент все сорвалось.Вместо этого Google переманил к себе основателей и несколько ключевых людей. Остальных через пару дней выкупила компания Cognition, тоже разработчик AI-сервисов.Казалось бы, теперь все стабилизировалось. Но новый CEO Cognition, Скотт Ву, решил встроить новых сотрудников в корпоративную культуру достаточно жестко. 30 человек уволил сразу. Остальным 200 заявил: тут не знают слов «work-life balance», работают по 80+ часов в неделю, без гарантированных выходных. Он уверен, что интенсивность работы приведет к инновациям.Сотрудники оказались перед выбором: уйти и забрать выходное пособие в девять окладов или остаться и принять новые правила, получив компенсацию за свои опционы в Windsurf (сумма не раскрывается).