Логистика на грани: как российские перевозчики переживают экономический шторм

Российская логистика сталкивается с проблемами из-за экономической нестабильности, санкций и роста тарифов. Однако цифровизация и переориентация на новые рынки дают надежду на восстановление отрасли.
Дата публикации:
4481
11
В статье
Редактор:
Погонина Анна

Погонина Анна

Менеджер по маркетинговым коммуникациям Школы бизнеса МИРБИС
Эксперты:
Корнеев Игорь Павлович

Корнеев Игорь Павлович

Руководитель программы МВА "Производственный менеджмент и операционная эффективность", к.в.н., доцент

Российская логистика сегодня напоминает того самого героя из боевика, который, несмотря на все трудности, продолжает двигаться вперед. Правда, движение это замедленное и далеко не такое стремительное, как раньше. Падение спроса на перевозки и ожесточенная ценовая война среди компаний приводят к снижению активности в отрасли. А себестоимость транспортных услуг растет, как снежный ком, заставляя компании урезать расходы и рисковать качеством обслуживания и безопасностью товаров.

Тарифы поехали вверх: как санкции влияют на ценники

С 2022 года санкции стали не только частью международной повестки, но и добрались до ценников на грузовые перевозки. Самое печальное положение сложилось в Северо-Кавказском федеральном округе, где тарифы на автомобильные перевозки подскочили почти на 40%, и в Дальневосточном – на 28–30%. Причина проста: подорожали морские и дорожные перевозки.

Наибольшее влияние на тарифы оказало сокращение объема воздушных перевозок. В сфере автомобильных перевозок наблюдается снижение объемов из-за увеличения железнодорожного трафика. Однако существенно выросло количество заявок на перевозки по коридору «север-юг»: в Иран, Турцию, Армению, Грузию. Увеличилось и число заявок на перевозки в страны Средней Азии. Рост наблюдается и в Приморском крае, что связано с приоритетами внешней торговли с Китаем.

«Авто» на тормозах: почему грузовики не могут зарабатывать как раньше

Особенно неприятная ситуация складывается в автомобильных грузоперевозках, которые составляют около 70% от общего объема всех перевозок в стране. Снижение объемов подтверждается статистикой. В начале 2025 года объем автомобильных перевозок сократился примерно на 30% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. В результате, около 15-17% автопарков перевозчиков простаивают. В Поволжском и Уральском регионах этот показатель достигает 40%, что является серьезным сигналом для отрасли.

Причин много: нехватка грузов, особенно в сборных перевозках, и падение потребительской активности в таких секторах, как строительство и промышленность. К тому же, высокие ключевые ставки делают кредиты дорогими, и многие компании просто не могут позволить себе активные заказы на транспортные услуги. Вместо того чтобы инвестировать в будущее, бизнесы начинают экономить, что, конечно же, приводит к падению торговли.

Дополнительную нагрузку на ситуацию оказывает увеличение автопарков у крупных ритейлеров и маркетплейсов, таких как Wildberries и Ozon, которые теперь предпочитают перевозить грузы собственными силами. Поначалу это казалось выгодным, сейчас превращается в дополнительную нагрузку для всего рынка.

Железные пути тоже не радуют

Не только автомобильный транспорт страдает от экономического охлаждения. Железнодорожная логистика тоже дала сбой: объемы перевозок падают, и это связано с рядом факторов, от экономических трудностей до снижения экспорта угля и нефтепродуктов. Особенно заметно сокращение объемов в таких категориях, как железная руда, черные металлы, химические и минеральные удобрения.

Однако не все так плохо: строительные грузы все же продемонстрировали рост – на 17,5-18%. Это можно объяснить тем, что часть грузов, которые раньше шли по воздуху и автодорогам, теперь перевозят по железным дорогам. Но в целом тренд на уменьшение объемов остается в силе.

Логистические проблемы в России: список, который хочется забыть, но лучше помнить

Я бы выделил семь основных проблем, с которыми логистика может столкнуться в 2025-2026 годах:
  1. Геополитические санкции – влияние на экспорт, импорт и доступ к зарубежным технологиям.
  2. Зависимость от импортных компонентов – риски сбоев в цепочках поставок и дефицит критически важных товаров.
  3. Инфраструктурные ограничения – нехватка транспортной сети и логистических хабов, что ведет к повышенным издержкам.
  4. Кадровый дефицит – недостаток квалифицированных специалистов и проблемы с образованием.
  5. Давление со стороны международных партнеров по соблюдению экологических стандартов, начиная от сокращения углеродного следа.
  6. Изменение маршрутов поставок – перестройка цепочек поставок и сложности с таможней.
  7. Неравномерное развитие регионов – из-за чего в некоторых частях страны товары и услуги просто недоступны.

Оптимистичный взгляд на логистику: цифровизация и новые рынки как спасение

Но не все так печально, как может показаться на первый взгляд. Уже в 2024 году наметился рост грузопотока через порты Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока – новые рынки, такие как Азия и Латинская Америка, начали привлекать внимание российских перевозчиков. На помощь пришла цифровизация: в 2024 году она ускорила логистические процессы на 45%, повысив эффективность и снизив издержки.

Проекты по модернизации инфраструктуры также не стоят на месте: улучшение дорог, мостов и увеличение пропускной способности транспортных узлов продолжается. В 2025 году правительство планирует усилить инвестиции в транспортную сферу на 20%, что должно помочь России укрепить свои позиции на мировом рынке.

Так что, несмотря на все сложности, российская логистика уверенно движется вперед, пусть и не так быстро, как хотелось бы. Главное – не падать духом и продолжать искать новые пути.

18 апреля – старт программы МВА «Производственный менеджмент и операционная эффективность».

Мероприятия и программы по теме:
[МВА]
Управление конфликтами

Управление конфликтами

13 декабря 2025
6 ак. часов
Финансовая отчетность для менеджеров. Эккаунтинг

Финансовая отчетность для менеджеров. Эккаунтинг

13 декабря 2025
24 ак. часа
ИИ как драйвер национального технологического суверенитета: от стратегий к реальным инновациям

ИИ как драйвер национального технологического суверенитета: от стратегий к реальным инновациям

18 декабря 2025
4 ак. часа
#МВА
#Производственный менеджмент и операционная эффективность
#Стратегический менеджмент
11

Еще интересное в нашем Блоге

В МИРБИС прошла первая менторская гостиная по прикладным продажам под руководством Алексея Юсова

В МИРБИС апробировали новый формат интерактивные занятия «Менторская гостиная прикладных продаж - О сложных продажах просто». Автор и ведущий встречи Алексей Юсов, заведующий лабораторией прикладных продаж и маркетинга Школы бизнеса МИРБИС, эксперт по B2B продажам, предложил участникам разбор реальных кейсов вместо абстрактных схем. Слушатели и выпускники МИРБИС приносили свои бизнес задачи, а вместе с экспертом учились смотреть на продажи как на систему, где маркетинг, коммерческая стратегия и инструменты управления сбытовой функцией работают на один результат. За время гостиной удалось разобрать более десятка кейсов из разных отраслей - от возобновляемой энергетики до FMCG, от малого бизнеса до крупной IT компании.
#Лаборатория маркетинга
602
3

В МИРБИС прошла первая менторская гостиная по прикладным продажам под руководством Алексея Юсова

В МИРБИС апробировали новый формат интерактивные занятия «Менторская гостиная прикладных продаж - О сложных продажах просто». Автор и ведущий встречи Алексей Юсов, заведующий лабораторией прикладных продаж и маркетинга Школы бизнеса МИРБИС, эксперт по B2B продажам, предложил участникам разбор реальных кейсов вместо абстрактных схем. Слушатели и выпускники МИРБИС приносили свои бизнес задачи, а вместе с экспертом учились смотреть на продажи как на систему, где маркетинг, коммерческая стратегия и инструменты управления сбытовой функцией работают на один результат. За время гостиной удалось разобрать более десятка кейсов из разных отраслей - от возобновляемой энергетики до FMCG, от малого бизнеса до крупной IT компании.

На складах теряется изолента и миллионы

Он не пахнет кофе, в нем нет open-space и строгих дедлайнов. Но именно здесь, среди стеллажей и коробок, компания каждый день теряет или зарабатывает свои деньги. Наш герой – склад. Почему его игнорируют до последнего? И как технологии меняют «дыру» в логистике на центр прибыли? Об этом говорим с Николаем Сериковым, основателем «Ай Ти Скан», слушателем программы EMBA МИРБИС и экспертом, который превращает склады в умные системы.

Институту «КАДРЫ ИНДУСТРИИ» в Минске присвоен статус бизнес-школы

Партнеру МИРБИС в Беларуси по реализации программы Executive MBA «Стратегии промышленной интеграции для устойчивого роста» присвоен статус бизнес-школы, сообщили Министерство промышленности Республики Беларусь, Министерство экономики и республиканские СМИ. Что это дает рынку и какой импульс может придать международному сотрудничеству, расскажем в материале.

Федор Федоров на Форуме ДПО рассказал, что нужно делать бизнес-школам, чтобы развиваться в новой реальности

С 20 по 21 ноября в Высшей школе экономики прошел Форум ДПО 2025, который стал площадкой для разговора об экономике будущего и роли дополнительного профессионального образования. В секции «Бизнес-образование и подготовка кадров для экономики будущего. Бизнес-школы» выступил исполнительный директор Школы бизнеса МИРБИС Федор Федоров, обозначив главные вызовы для бизнес-школ и предложив свои ответы на вопрос, как им расти в условиях неопределенности.

Слушатели MBA МИРБИС и Центра бизнес-образования Екатеринбурга защитили свои проекты в Москве

В Москве прошли защиты выпускных квалификационных работ слушателей программы MBA «Стратегический менеджмент», которую Школа бизнеса МИРБИС уже 15 лет реализует совместно с Центром бизнес-образования в Екатеринбурге. Руководители и собственники уральских компаний представили реальные бизнес-проекты: от новой модели продаж промышленного холдинга до инклюзивного жилого комплекса и сервиса премиального ремонта вещей в премиальном сегменте.

Телеграм
ЛЕНТА
На складах теряется изолента и миллионыДля большинства руководителей склад — это все еще «черный ящик»: работает и ладно, а если сломался, то начинается поиск виноватых. Хотя именно здесь появляются самые дорогие для бизнеса сбои. От остановки конвейера из-за непринятого сырья до годовой заморозки стройки, когда контейнер с уникальным оборудованием просто теряется в углу.Мы обсудили это с Николаем Сериковым, основателем «Ай Ти Скан» и слушателем программы EMBA МИРБИС, который больше 20 лет работает со складами крупных предприятий. По его словам, каждый раз он видит одну и ту же закономерность: десятилетиями склад воспринимают как вспомогательную функцию, но именно в этой зоне «невнимания» происходит большинство системных провалов и сбоев. Главная ошибка — несостыковка цифры и физики. В учете — идеальные документы. На складе — непринятые коробки, стертые одним случайным кликом позиции и поиск нужной детали «по всем полкам». Так появляются два параллельных склада, которые не синхронизированы между собой.Чтобы устранить этот разрыв, компания выстроила собственную методологию. Это управленческий подход, а не сугубо технологический продукт. Сначала выстраиваются процессы: диагностика, проектирование, новая логика работы и только потом подключаются инструменты, которые их поддерживают.Когда процессы выстроены, технологическая часть становится прозрачной и понятной. В зонах хранения работает подсветка ячеек: прожектор выделяет нужную точку цветом, и сотрудник сразу идет туда, где должен быть товар. Нейросеть анализирует план дня, загрузку и состав смены, подсказывая мастеру, где усилить участок или провести выборочную инвентаризацию. В итоге склад перестает жить «в двух реальностях». Учет и фактическое движение товаров начинают совпадать, а хаос и ошибки исчезают.И здесь становится ясно: складские проблемы почти никогда не связаны исключительно с полками или человеческими ошибками. Они рождаются в логике процессов и управлении.«И когда мы приходим наводить порядок на складе, мы лечим не просто складскую логистику. Мы лечим все предприятие. А иногда — целую отрасль», — подчеркивает Николай. 
Представьте, что вас сегодня назначили генеральным директором новой компании. Вас поздравляют, передают ключи от нового кабинета, пожимают руку… И исчезают. Дальше вы остаетесь с целым бизнесом, который нужно не просто «вести», а спроектировать заново. Именно с такого мысленного эксперимента начал мастер-класс «СЕО: архитектор бизнес-систем» ведущий преподаватель МИРБИС Станислав Казаков. Он предложил участникам примерить роль СЕО, который отвечает не за один участок, а за весь бизнес целиком, и показал, почему генеральный директор — это не «суперначальник отдела», а архитектор: человек, который проектирует стратегию, команду, процессы, потоки и культуру как единую живую систему.На мастер-классе разбирали:▪️чем принципиально отличается генеральный директор от руководителя-функции;▪️какие факторы успеха бизнес-системы СЕО обязан обеспечить лично;▪️как устроена «архитектура» компании из потоков, структур, управления и культуры;▪️какие ошибки чаще всего совершают новые СЕО и почему культура действительно «ест стратегию на завтрак».Читать дальше интересную статью 
Владимир Туровцев оценил прогноз Gartner, Inc. о сокращениях из‑за ИИGartner опубликовал новый прогноз о влиянии ИИ на рынок труда. Согласно данным, ежегодно, начиная с 2028-29 годов будут перестраиваться более 32 млн должностей. Ежедневно около 150 000 рабочих мест подвергнуться изменению через повышение квалификации, а еще порядка 70 000 — через переосмысление обязанностей. Но долгосрочный итог, по мнению аналитиков, окажется не разрушительным. Рынок сможет найти баланс между людьми и ИИ, а новые виды занятости компенсируют потери традиционных профессий.Эти выводы и стали предметом анализа Владимира Туровцева, руководителя программы МВА «Стратегический менеджмент» МИРБИС. Он соглашается с тем, что волна сокращений неизбежна, на это сегодня указывают все крупные исследования. Но вторая часть прогноза, где Gartner ожидает «отката обратно» и уверяет, что «все вернется на круги своя», вызывает у него серьезные сомнения.По словам Туровцева, механизмы прошлых индустриальных трансформаций и нынешней ситуации принципиально различаются. Когда-то автоматизация действительно открывала новые фабрики и создавалась дополнительная занятость, но только потому, что спрос на товары стремительно рос, а экономика испытывала нехватку рабочей силы.«Я не понимаю, при каких условиях сейчас рынок будет расти, за счет какого драйвера. Сейчас, наоборот, есть некоторый избыток производства, затоваривание.Покупательская способность снижается, потому что кризис — и в Европе, и у нас. За счет чего будут создаваться новые рабочие места?»Сомнения вызывает и ставка Gartner на переобучение. Чтобы человек мог перейти в новую профессию, нужны время, деньги и мотивация, а массовый переход требует работающих институтов. Сейчас же, по словам Туровцева, темпы высвобождения людей могут превысить темпы их подготовки.«А чтобы они переучивались, нужно вкладывать деньги в обучение, готовить программы — кто-то готов это финансировать? Боюсь, переучивать отправят тоже ИИ. Но переучиваться с помощью ИИ смогут только те, у кого изначально есть определенная квалификация».Отдельный риск — разрушение карьерных лестниц. На примере IT Туровцев показывает, как ИИ вытесняет типовые задачи младших специалистов. Через пять-семь лет, когда нынешние школьники выйдут на рынок, входные позиции могут просто исчезнуть. А без «джунов» не появляются «мидлы», и цепочка профессионального роста разрывается.И это не ограничивается IT-сферой. Миллионы сотрудников из бухгалтерии, юриспруденции, логистики, сервисных профессий рискуют столкнуться с исчезновением привычных ролей, а альтернатив на рынке почти нет. Роботы дешевле, автоматизация ускоряется, и пока не видно системных мер, которые могли бы смягчить переход.Читать дальше
Дайджест бизнес-событий в школе бизнеса МИРБИС (с 24.11 по 30.11) В последнюю неделю ноября ждем вас и ваших коллег на мероприятиях: 29.11 — Курс «Управленческая экономика для менеджеров»О том, как работают принципы и закономерности функционирования отдельных экономических систем и экономики в целом, какие управленческие концепции наиболее важны, и как сформировать экономическое мышление.29.11 — Интенсив повышения квалификации «Продажи как система. Инструменты управления системой продаж» О том, как выстроить предсказуемую и измеряемую систему B2B-продаж от декомпозиции плана и клиентской базы до воронки и метрик. В двух словах о прошедшей недели в МИРБИС:▫️Ярослав Кабаков, преподаватель МИРБИС, рассказал, что такое трейдинг и как сегодня реально начать торговать на бирже?Читать▫️Владимир Туровцев рассказал какие практики технологических компаний могут использовать органы правопорядка.Читать ▫️Слушатели MBA МИРБИС и Центра бизнес-образования Екатеринбурга защитили свои проекты в МосквеЧитать▫️Николай Мясников, руководитель программы ЕМВА МИРБИС, рассказал о том, что сломалось в российском менеджменте и как это чинить Читать  ▫️На ежегодной конференции организаторов и участников Президентской программы подготовки управленческих кадров обсудили, какие управленцы нужны экономике будущегоЧитать 
«МИРБИС — мой личный мост от академической теории к реальной практике»О том, как бизнес-образование стало реальным трамплином в предпринимательство, рассказала Жаклин Филиппишина, руководитель по работе с ключевыми партнерами Экодолье Девелопмент и выпускница программы МВА «Менеджмент предпринимательских и корпоративных проектов» МИРБИС.По словам выпускницы, она пришла в бизнес-школу не за дипломом, а за практикой, которую можно сразу применять в работе. В процессе обучения Жаклин просчитала показатели по собственному стартапу, выстроила стратегические карты, оценила риски, спроектировала клиентский путь через CJM и проанализировала рынок по модели Портера. Она отмечает, что каждый модуль давал инструменты «здесь и сейчас», а специализация «Предпринимательские проекты» помогла взглянуть на свой проект как на будущую масштабируемую компанию.«Но самое важное, пожалуй, даже не в знаниях. А в том, что МИРБИС дал ощущение сообщества. Здесь я встретила людей, которые так же, как и я, горят своими проектами, и у которых можно учиться не меньше, чем у преподавателей. Это бесценно». Читать полный отзыв
Дайджест бизнес-мероприятий в МИРБИС (с 17.11 по 23.11) «Инвестиции в знания приносят лучший процент» (Б.Франклин) Вот подборка встреч, куда можно вложить свое время и внимание:▪️21.11 — Мастер-класс «Нужно ли бизнесу СМИ: как не сливать бюджет на публичность»О том, как сделать сотрудничество со СМИ рабочим инструментом, а не затратной формальностью. ▪️21.11 — Курс «Управление проектами»О современных подходах и инструментах проектного управления, в том числе принципах Agile. ▪️21.11 — Курс «Функциональные маркетинговые стратегии»О том, как управлять ассортиментом, ценообразованием, каналами сбыта и коммуникациями в условиях неопределенности, выбирая между отказом и адаптацией.▪️22.11 — Мастер-класс «Как управлять продажами в условиях неопределенности»О том, как создать отдел продаж, который адаптируется к рыночным изменениям, удерживает стратегических клиентов и стабильно приносит прибыль.▪️22.11 — Курс «Управленческая экономика для менеджеров»О том, как работают принципы и закономерности функционирования отдельных экономических систем и экономики в целом, какие управленческие концепции наиболее важны, и как сформировать экономическое мышление.▪️22.11 — Курс «Финансовая отчетность для менеджеров. Эккаунтинг»О теоретических основах и выработке практических навыков использования финансовой, управленческой и налоговой отчетности.▪️23.11 — Курс «Операционный менеджмент для топ-менеджеров»О том, как повысить компетенции системного проектирования деятельности компании, освоив ключевые стратегии и методы проектирования бизнес-процессов, управление качеством (TQ), оптимизацию операций и современные подходы к управлению проектами.