Российская логистика сегодня напоминает того самого героя из боевика, который, несмотря на все трудности, продолжает двигаться вперед. Правда, движение это замедленное и далеко не такое стремительное, как раньше. Падение спроса на перевозки и ожесточенная ценовая война среди компаний приводят к снижению активности в отрасли. А себестоимость транспортных услуг растет, как снежный ком, заставляя компании урезать расходы и рисковать качеством обслуживания и безопасностью товаров.
С 2022 года санкции стали не только частью международной повестки, но и добрались до ценников на грузовые перевозки. Самое печальное положение сложилось в Северо-Кавказском федеральном округе, где тарифы на автомобильные перевозки подскочили почти на 40%, и в Дальневосточном – на 28–30%. Причина проста: подорожали морские и дорожные перевозки.
Наибольшее влияние на тарифы оказало сокращение объема воздушных перевозок. В сфере автомобильных перевозок наблюдается снижение объемов из-за увеличения железнодорожного трафика. Однако существенно выросло количество заявок на перевозки по коридору «север-юг»: в Иран, Турцию, Армению, Грузию. Увеличилось и число заявок на перевозки в страны Средней Азии. Рост наблюдается и в Приморском крае, что связано с приоритетами внешней торговли с Китаем.
Особенно неприятная ситуация складывается в автомобильных грузоперевозках, которые составляют около 70% от общего объема всех перевозок в стране. Снижение объемов подтверждается статистикой. В начале 2025 года объем автомобильных перевозок сократился примерно на 30% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. В результате, около 15-17% автопарков перевозчиков простаивают. В Поволжском и Уральском регионах этот показатель достигает 40%, что является серьезным сигналом для отрасли.
Причин много: нехватка грузов, особенно в сборных перевозках, и падение потребительской активности в таких секторах, как строительство и промышленность. К тому же, высокие ключевые ставки делают кредиты дорогими, и многие компании просто не могут позволить себе активные заказы на транспортные услуги. Вместо того чтобы инвестировать в будущее, бизнесы начинают экономить, что, конечно же, приводит к падению торговли.
Дополнительную нагрузку на ситуацию оказывает увеличение автопарков у крупных ритейлеров и маркетплейсов, таких как Wildberries и Ozon, которые теперь предпочитают перевозить грузы собственными силами. Поначалу это казалось выгодным, сейчас превращается в дополнительную нагрузку для всего рынка.
Не только автомобильный транспорт страдает от экономического охлаждения. Железнодорожная логистика тоже дала сбой: объемы перевозок падают, и это связано с рядом факторов, от экономических трудностей до снижения экспорта угля и нефтепродуктов. Особенно заметно сокращение объемов в таких категориях, как железная руда, черные металлы, химические и минеральные удобрения.
Однако не все так плохо: строительные грузы все же продемонстрировали рост – на 17,5-18%. Это можно объяснить тем, что часть грузов, которые раньше шли по воздуху и автодорогам, теперь перевозят по железным дорогам. Но в целом тренд на уменьшение объемов остается в силе.
Я бы выделил семь основных проблем, с которыми логистика может столкнуться в 2025-2026 годах:
Но не все так печально, как может показаться на первый взгляд. Уже в 2024 году наметился рост грузопотока через порты Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока – новые рынки, такие как Азия и Латинская Америка, начали привлекать внимание российских перевозчиков. На помощь пришла цифровизация: в 2024 году она ускорила логистические процессы на 45%, повысив эффективность и снизив издержки.
Проекты по модернизации инфраструктуры также не стоят на месте: улучшение дорог, мостов и увеличение пропускной способности транспортных узлов продолжается. В 2025 году правительство планирует усилить инвестиции в транспортную сферу на 20%, что должно помочь России укрепить свои позиции на мировом рынке.
Так что, несмотря на все сложности, российская логистика уверенно движется вперед, пусть и не так быстро, как хотелось бы. Главное – не падать духом и продолжать искать новые пути.
18 апреля – старт программы МВА «Производственный менеджмент и операционная эффективность».
В МИРБИС апробировали новый формат интерактивные занятия «Менторская гостиная прикладных продаж - О сложных продажах просто». Автор и ведущий встречи Алексей Юсов, заведующий лабораторией прикладных продаж и маркетинга Школы бизнеса МИРБИС, эксперт по B2B продажам, предложил участникам разбор реальных кейсов вместо абстрактных схем. Слушатели и выпускники МИРБИС приносили свои бизнес задачи, а вместе с экспертом учились смотреть на продажи как на систему, где маркетинг, коммерческая стратегия и инструменты управления сбытовой функцией работают на один результат. За время гостиной удалось разобрать более десятка кейсов из разных отраслей - от возобновляемой энергетики до FMCG, от малого бизнеса до крупной IT компании.
Он не пахнет кофе, в нем нет open-space и строгих дедлайнов. Но именно здесь, среди стеллажей и коробок, компания каждый день теряет или зарабатывает свои деньги. Наш герой – склад. Почему его игнорируют до последнего? И как технологии меняют «дыру» в логистике на центр прибыли? Об этом говорим с Николаем Сериковым, основателем «Ай Ти Скан», слушателем программы EMBA МИРБИС и экспертом, который превращает склады в умные системы.
Партнеру МИРБИС в Беларуси по реализации программы Executive MBA «Стратегии промышленной интеграции для устойчивого роста» присвоен статус бизнес-школы, сообщили Министерство промышленности Республики Беларусь, Министерство экономики и республиканские СМИ. Что это дает рынку и какой импульс может придать международному сотрудничеству, расскажем в материале.
С 20 по 21 ноября в Высшей школе экономики прошел Форум ДПО 2025, который стал площадкой для разговора об экономике будущего и роли дополнительного профессионального образования. В секции «Бизнес-образование и подготовка кадров для экономики будущего. Бизнес-школы» выступил исполнительный директор Школы бизнеса МИРБИС Федор Федоров, обозначив главные вызовы для бизнес-школ и предложив свои ответы на вопрос, как им расти в условиях неопределенности.
В Москве прошли защиты выпускных квалификационных работ слушателей программы MBA «Стратегический менеджмент», которую Школа бизнеса МИРБИС уже 15 лет реализует совместно с Центром бизнес-образования в Екатеринбурге. Руководители и собственники уральских компаний представили реальные бизнес-проекты: от новой модели продаж промышленного холдинга до инклюзивного жилого комплекса и сервиса премиального ремонта вещей в премиальном сегменте.